1. Недобрый дедушка Мороз и жертвоприношения
Прямых упоминаний о Дедушке Морозе в славянской мифологии нет. Но есть различные версии его появления. Одна из них — существование зимнего духа, носившего такие имена как Морок, Трескун или Морозко. В преданиях кельтов описано аналогичное зимнее божество, злое и жестокое. Звали его Великим Старцем Севера, и он был причиной смертей и бедствий. В новогоднюю ночь он ходил по домам с огромным холщовым мешком, но в отличие от своего современного аналога, не раздавал подарки, а собирал кровавые жертвоприношения, которые не получил за текущий год.
2. Морок и колядки
О связи со смертью говорит и одно из имен этого духа — Морок. Ещё до появления христианства на Руси люди верили, что духи умерших охраняют свой род и заботятся о хорошем урожае. Чтобы отблагодарить и задобрить духов, их одаривали подарками. До нас этот древний обряд дошел в виде колядок. В канун празднества деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, где получала угощение от хозяев. Среди весёлой компании колядующих всегда был кто-то, одетый страшнее всех. Он представлял самого старого и самого грозного духа, ему запрещалось говорить, и звали его просто Дедом.
3. Сказка «Морозко» — о путешествии в мир мертвых
Отголоски старых преданий о суровом нраве владыки холода дошли до наших дней благодаря русским народным пословицам и сказкам, которые транслировались из поколения в поколения. Самым ярким примером является всеми любимая сказка «Морозко», написанная в XIX веке. По тексту сказки, с одной стороны, Морозко одаривает падчерицу золотом за хорошее поведение, а с другой — насмерть замораживает дочку мачехи, по сути, за обычную лень.
«В сказке зашифрован древний ритуал о путешествии в мир мёртвых. Загробный мир воспринимался как источник благоденствия для живых, и поэтому мачеха отправляет туда свою дочь. Но чтобы пройти испытания в загробном мире, нужно иметь добродетельные качества героя. И поэтому падчерица возвращается с дарами, а дочь мачехи погибает в мире мертвых. Конечно, сказка имеет и социальную основу, она учит, как надо отвечать старшим, не грубить, не лениться и так далее. Но текстуально сказка также связана и с девичьей инициацией. К примеру, в некоторых регионах России существовал обычай, где молодых девушек обкидывали снегом. Так что „Морозко“ — это ещё и рассказ о девической судьбе», — рассказала доцент кафедры фольклора и древней литературы УрФУ Наталья Граматчикова.
4. Снегурочка — это ожившая снежная баба
С образом Снегурочки тоже не всё так просто. По одной из версий, которую, в частности, упоминает фольклорист Александр Афанасьев, образ Снегурочки связан с происхождением облачных духов из тающих весною льдов и снега. Снегурочка здесь выступает как сезонный персонаж, находящийся на стыке зимы и весны, и отвечающий за смену времен года. Другая версия связывает образ Снегурочки с образом Костромы и славянским обрядом похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, топят в реке, или сжигают на костре. Сожжение Костромы — это одновременно проводы зимы.
То есть, Снегурка — это ожившая снежная баба, она была одним из символов зимы (в переносном смысле — смерти), и была связана с загробным миром. Образ Снегурочки существует в таком виде только в России. Во всех остальных странах «деды морозы», как бы они ни назывались, действуют в одиночку. Видимо, родственные связи Снегурочки с Дедом Морозом ей стали приписываться позднее, когда сформировался художественный образ зимних персонажей сказок.
5. Вне закона
Между тем, Дед Мороз и ёлка довольно долго никак не были связаны с Новым Годом. Привычный нам образ Деда Мороза стал складываться только к началу ХХ века. Правда, после революции 1917 года Дед Мороз и Снегурочка стали «врагами народа», а Рождество и новогодняя ель подверглись гонениям со стороны советской власти.
Решительное их изгнание произошло в канун 1929 года. Рождество было объявлено официальным рабочим днем, а специальные патрульные ходили по дворам и заглядывали в окна — не вздумал ли кто отмечать буржуйский праздник. Но уже в 1930-х годах Дед Мороз получил политическую реабилитацию. Первая официальная новогодняя елка в СССР прошла 31 декабря 1935 года, а в январе 1937 года детей на новогоднем празднике уже приветствовали Дед Мороз и Снегурочка. Большой вклад в современный образ доброго волшебника с бородой внесли советский кинематограф и мультипликаторы.
6. Новогодний хоровод — это замаскированное богослужение
У исследователей есть ещё одна интересная версия происхождения современных новогодних традиций, без которых не обходится ни одна детская елка. «Хоровод возле елки — это советская трансформация религиозного обряда богослужения. Ведь как это выглядит — дети водят хоровод и кричат „Елочка, гори!“, а Дед Мороз внимательно смотрит, кто не кричит. То есть подразумевается коллективное участие в этом ритуале. Блестящая одежда, мишура — это тоже отсылка к парчовым одеждам священнослужителей», — рассказала Наталья Граматчикова.
7. Самые необычные коллеги Деда Мороза
Тысячелетний образ Деда Мороза прослеживается и в других культурах. Аналоги новогодних дарителей есть во всех странах мира, за исключением разве что ряда африканских. Фактрум предлагает небольшой топ самых необычных коллег российского волшебника, среди которых — люди разных национальностей, вероисповеданий и даже пола. Объединяет их одно — именно они приносят детям подарки на Новый год или Рождество.
Так, например, в Голландии и Фландрии роль Деда Мороза исполняет Черный Пит. Это помощник Святого Николая, доставляющий через трубу подарки хорошим детям в День Святого Николая. Причем если Дед Мороз у нас доставляет подарки один, то Черных Питов в Голландии, по легенде, несколько. Кроме доставки подарков, Черный Пит способен выпороть хлыстом тех, кто плохо себя вел — именно он носит с собой список послушных и непослушных детей.
Дед Мороз-женщина есть в Италии. Подарки детям здесь разносит фея Бефана — старуха с крючковатым носом, в шляпе и на метле. Ученые настаивают, что Бефана происходит от языческой римской богини Strenia, а народная легенда гласит о некой старухе из Вифлеема, которая отказалась провожать волхвов до маленького Иисуса. Позже женщина осознала свою ошибку и с тех пор фея облетает всех малышей в надежде отыскать младенца Христа и подарить ему свой подарок.
Испании есть и Санта Клаус, и официальный Дед Мороз — Папа Ноэль, но интереснее всего персонаж — в автономной Стране Басков. Здесь подарки детям приносит Олентцеро — старик в бедной национальной домотканой одежде, черном берете и лаптях. Олентцеро всегда с трубкой во рту и бутылкой хорошего испанского вина в руках. Хорошим детям он дарит подарки, а провинившимся — кусочек уголька.
На Острове Свободы как такового Деда Мороза нет, зато есть сразу три короля, которые на Новый год дарят подарки — Гаспар, Мельхиор и Бальтасар. Эти три добрых волшебника, которые исполняют желания загаданные на Новый год, на самом деле являются волхвами. Именно они увидели Вифлеемскую звезду и, следуя за ней, пришли в Иерусалим, а затем и в Вифлеем, где поклонились Марии с младенцем и принесли дары. На Кубе этих волшебников называют королями, а сам Новый год, таким образом, — Днем королей.
В странах Азии принято отмечать Новый год по лунному календарю, праздник здесь и знаменует собой приход весны. Но без коллег-Морозов тоже не обходится. Например, в Китае дедушку зовут Шэнь Дань Лаожэнь. В новогоднюю ночь он обязательно заглядывает в каждый дом и оставляет лайси — конверт с небольшой суммой денег на счастье. Китайцы верят, что их новогодний старец изучал философию Конфуция, владеет ушу и айкидо. Считается, что он также отпугивает злых духов.
В Японии сегодня волшебников сразу два. В роли Деда Мороза долгие века здесь выступала основная фигура новогоднего праздника — бог Хотей ошо, особенность которого в том, что он имеет огромные уши и глаза на затылке. Но с недавнего времени появилось два других рождественско-новогодних персонажа: Сегацу-сан и Одзи-сан. Сегацу-сана называют «Господин Новый год» или «господин Январь». А вот его «младший» брат Одзи-сан представляет собой «кальку» американского Санта Клауса. Одет он в традиционный красный тулуп, привозит подарки по морю, развозит их на оленях и раздаривает всем детям.
Добавим, что разные Дед Морозы есть даже внутри России. В Карелии Деда зовут Паккайне, в Башкирии и в Татарстане — Кыш Бабай; в Бурятии — Саган Убугун; в Марий Эл — Йушто Кугыза и Лумудыр; в Чувашии — Хeл Мучи. в Якутии — Чисхан или Эхээ Дыыл и Хаарчаана; в Ямало-Ненецком автономном округе (Россия, Сибирь) — Ямал Ири.