Один из двух картелей именуется Транстихоокеанское партнерство (ТТП), другой - Трансатлантическое партнерство (ТАП). О Транстихоокеанском партнерстве, соглашение по которому, достигнутое 5 октября 2015 года в Атланте (США), охватывает 12 стран (США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу), я уже писал. Сейчас на подходе соглашение по Трансатлантическому партнерству (полное название – Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство - ТАТИП).
Особенностью обоих объединений является то, что разработка соглашений по ним велась (а по второму соглашению продолжает вестись) в режиме строгой секретности. Инициаторами и участниками процесса подготовки соглашений являются крупнейшие ТНК и ТНБ. Дозированная информация, поступающая в СМИ, создает у аудитории ложное впечатление, что главным предметом соглашений является международная торговля, а главной целью – ее либерализация путем снижения таможенных пошлин и ликвидации нетарифных барьеров. Однако это не так.
Даже после подписания соглашения о ТТП его текст не опубликован, а добытые журналистами фрагменты документа показывают, что соглашение это - отнюдь не торговое. Оно предусматривает перестройку всех сторон экономической и политической жизни стран-подписантов (по мнению антиглобалистов, это «корпоративный переворот»), поскольку только 2 из 26 глав соглашения о ТТП имеют какое-либо отношение к торговле, а большая часть соглашения предоставляет «новые права и привилегии глобальным корпорациям». Между тем игра вокруг ТТП не закончена: подписанное в Атланте соглашение предстоит ратифицировать парламентами 12 стран, а у этого эзотерического документа немало противников.
Параллельно в форсированном режиме ведется доработка соглашения о ТАТИП. Очередной раунд переговоров по Трансатлантическому партнерству США и Евросоюз должны провести в самом начале 2016 года. Весь переговорный процесс стороны намерены завершить до конца президентского срока Барака Обамы. ТАТИП станет крупнейшим в истории соглашением, которое свяжет около 60% мирового экономического производства и создаст "коридор" свободной торговли от Гавайев до Литвы. Как объясняют смысл Трансатлантического партнерства СМИ, подконтрольное хозяевам денег партнерство призвано снизить тарифы и устранить барьеры в бизнесе между странами ЕС и США, сделав требования к компаниям в двух экономических пространствах относительно универсальными.
Координацию разработки и продвижения ТАТИП, как и в случае с ТТП, взяли на себя Соединенные Штаты. Точнее говоря, Белый дом и правительство США, а Конгресс США на всякий случай держат в стороне во избежание ненужных утечек информации.
Плотная завеса секретности вокруг переговоров по ТАТИП не помогла инициаторам проекта: европейская общественность на протяжении двух последних лет выражает серьёзные опасения по поводу этого соглашения. Речь идет даже не о том, что в случае его подписания баланс торговли изменится в пользу США и обернётся экономическими потерями для Европы. Есть много других опасений. Например, угроза здоровью европейцам, поскольку Старому Свету будут навязаны крайне либеральные американские стандарты в области экологии и пищевой безопасности. Именем нарицательным стали «хлорные курицы» – в США для дезинфекции разрешено промывать мясо птицы в растворе, содержащем хлор. Требования к допуску множества химических соединений в производство потребительских товаров также различны: в США допускается применение всех веществ, пока не доказано, что они вредны, в Европе сначала требуется проверка. Американские фермеры могут использовать запрещённые в Европе гормоны и пестициды. В ЕС запрещено использование более тысячи химических веществ в косметике, в США – только несколько десятков. И так далее.
Главное же опасение заключается в том, что ТАТИП ликвидирует последние остатки демократии в Европе. ТНК смогут отстаивать в судах свои интересы, добиваясь даже отмены государственных законов, если те ухудшают «условия конкуренции». Например, если законы устанавливают минимальный уровень заработной платы. Европейская интеграция и без того лишила страны-члены ЕС значительной части их национального суверенитета в пользу наднациональных структур. Трансатлантическая интеграция будет означать, что последние остатки суверенитета стран Европы будут отданы наднациональному центру, находящемуся в Вашингтоне или Нью-Йорке. Европа превратится в провинциально-колониальное захолустье Нового Света.
Сама процедура подготовки соглашения ТАТИП показывает, что с демократией в Европе дела обстоят всё хуже. В июне 2013 года 28 стран-членов ЕС делегировали чиновникам Еврокомиссии право вести переговоры с США. Это вызвало возмущение многих европейских политиков. Под давлением общественности и после утечек документ, дающий ЕК такое право, был в конце концов опубликован. Однако процедура введения в действие соглашения ТАТИП остаётся откровенно антидемократичной. Текст документа может быть опубликован лишь после его подписания. Затем он должен пройти ратификацию в Конгрессе США, Европарламенте и парламентах стран-членов ЕС, но при этом никаких поправок в документ вносить будет нельзя.
Бесцеремонные инициаторы ТАТИП уверены, что ратификация соглашения произойдёт автоматически. Я их уверенности не разделяю. В ряде стран ЕС возникли вопросы к тем, кто делегировал чиновникам ЕК право ведения закрытых переговоров о ТАТИП.
11 октября 2015 года в Берлине прошла крупная демонстрация, участники которой, съехавшиеся со всех концов Германии, сказали своё твердое "нет" соглашению о Трансатлантическом партнёрстве. Полиция, обычно склонная приуменьшать масштаб массовых акций, назвала цифру участников протеста в 150 тысяч человек. Организаторы утверждают, что собрали на выступления в Берлине четверть миллиона жителей страны. Большинство транспарантов, которые несли демонстранты, призывали сохранить демократию, не отдавать власть корпорациям – в первую очередь американским.
Во многих странах ЕС возникло общественное движение Stop TTIP («Остановить ТАТИП»), которое опирается на «Европейскую гражданскую инициативу» (ЕГИ). Суть инициативы в том, что она позволяет одному миллиону граждан ЕС, являющихся жителями как минимум семи стран сообщества, обращаться в Еврокомиссию с тем или иным предложением. И вот первый результат ЕГИ: в 23 странах ЕС собрано более 3,2 миллиона подписей против ТАТИП. Для «объединенной Европы» с населением 500 млн. человек это хороший результат. Подписные листы были переданы в Еврокомиссию.
Еврокомиссия, однако, отказалась принять требование общественности к рассмотрению на том основании, что соглашение ТАТИП, мол, относится к разряду не законодательных, а «межинституциональных» актов. Тогда со стороны общественности последовал следующий ход: в ноябре активисты Stop TTIP передали главе Европарламента (единственный выборный институт ЕС) Мартину Шульцу петицию с призывом провести слушания в связи с массовыми протестами европейской общественности. Ответа пока не слышно.
В то же время протест против Трансатлантического партнёрства возникает и на других уровнях. Как сообщило 13 ноября брюссельское издание EUobserver, правительство Германии поручило послу в Вашингтоне вручить ноту протеста официальному представителю США на переговорах между США и ЕС по соглашению ТАТИП Майклу Фроману в связи с отказом американской стороны предоставить немецким парламентариям доступ к соответствующим документам. Сообщалось, что этот шаг правительства ФРГ является реакцией на "общественные упреки о том, что ТАТИП согласовывается вне досягаемости парламентов и с пренебрежением к соблюдению демократических прав".
Можно ожидать, что борьба европейцев против соглашения ТАТИП в ближайшие месяцы наберёт обороты. На кон поставлены остатки европейской демократии.