Это серьезная ошибка. Вместо того, чтобы быть конструктивным партнером, президент Владимир Путин ведет опосредованную войну против США в Сирии, несмотря на все заявления Обамы об обратном. А когда враг начинает войну против США, Америке не нужно решать, война это или нет: единственный выбор заключается в том, победит она или проиграет. В настоящий момент США проигрывают опосредованную войну в Сирии и более масштабную борьбу за господство в этом регионе с Россией. И они продолжат проигрывать, если не внесут существенные изменения в свою политику, чтобы противостоять России.
Опосредованная война и более масштабная борьба
Путин утверждает, что в Сирии он борется против ИГИЛ, но это всего лишь слова. Несмотря на то, что после терактов в Париже и крушения российского пассажирского самолета на Синайском полуострове Россия начала наносить удары по ИГИЛ, подавляющее большинство российских авиаударов пришлось на силы сирийской оппозиции, которую поддерживает коалиция во главе с США. Кроме того, Путин открыто заявил, что он хочет поддержать режим сирийского президента Башара аль-Асада, что напрямую противоречит позиции США. Россия также неоднократно вторгалась в воздушное пространство Турции, являющейся членом НАТО, в процессе наступления на сирийскую оппозицию.
Россия ведет настоящую войну против государств, поддерживаемых США, чтобы подорвать основы американской политики. Если это не опосредованная война, тогда что это?
Однако эта опосредованная война стала лишь очередным драматичным фронтом в более масштабном соперничестве между США и Россией. В 2013 году украинцы свергли президента Виктора Януковича, который поддерживал тесные связи с Путиным, и попытались переориентировать свою страну на Запад. Вскоре после этого Россия вторглась в Крым, который она до сих пор незаконно занимает, и разожгла гражданскую войну на Донбассе. Подобным же образом Россия незаконно оккупировала Абхазию и Южную Осетию в Грузии, которая является одной из самых прозападных стран в Восточной Европе. Более того, за последние несколько месяцев России удалось расширить площадь захваченных ей грузинских территорий.
Кроме того, Россия продолжает свою провокационную кампанию против союзников НАТО в Северной и Восточной Европе, угрожая их воздушным и морским границам и подвергая риску гражданскую авиацию. Между тем, страны Центральной и Восточной Европы, которые долгое время находились под властью советского режима, сообщают о стремительном распространении российской пропаганды в традиционных СМИ и социальных сетях.
Россия настолько осмелела, что даже перестала воздерживаться от прямых провокаций против США. В октябре российские корабли и подводные лодки были замечены в непосредственной близости от американских подводных коммуникационных кабелей, а российские бомбардировщики приблизились к авианосцу «Рональд Рейган» настолько, что ему пришлось поднять четыре истребителя на перехват. На прошлой неделе российские СМИ сообщили — возможно, это случилось по невнимательности, возможно, нет — что российские военные разрабатывают дистанционно управляемый подводный аппарат, способный перевозить ядерные грузы и незаметный для систем перехвата. Единственной практической целью разработки таких аппаратов является ядерная атака на американские портовые города.
Каким образом Путин одерживает верх
Возможно, в стратегическом плане у Путина на руках довольно слабые карты — Россия сейчас переживает период резкого демографического спада и вынуждена справляться с негативными последствиями чрезмерной зависимости от экспорта энергоресурсов — но он умело их разыгрывает и одерживает верх. Ему удается постепенно уходить от изоляции, которой международное сообщество подвергло его в результате событий на Украине, как показали переговоры в Вене и Генеральная Ассамблея ООН в сентябре. Путину удалось укрепить позиции режима Асада в Сирии и сделать Россию влиятельным участником событий на Ближнем Востоке впервые с 1973 года.
За последние несколько недель Москву посетили главы государств и министры таких стран, как Франция, Иран, Израиль, Иордания, Саудовская Аравия, Сирия и Турция. Кроме того, Путин продолжает консолидировать свои территориальные завоевания на Украине и в Грузии. Рейтинг популярности Путина в России остается на рекордно высоком уровне, поскольку его контроль над правительственными институтами и СМИ позволяет ему раздувать националистическую лихорадку. В то же время он постоянно причиняет неприятности западным лидерам, раскалывая Европу и трансатлантический союз. Возможно, с точки зрения Путина, самым главным его достижением является то унизительное положение, в котором оказались Обама и США. Как и в период холодной войны, это стало одной из важнейших задач российской политики, а вовсе не побочным продуктом или средством достижения каких-либо политических целей.
Очевидные слабые места
Агрессия Путина служит достижению множества его целей, и все они противоречат целям США. Прежде всего, Путин хочет восстановить Россию в статусе глобальной сверхдержавы. И это неудивительно, поскольку он однажды сказал, что «распад Советского Союза был крупнейшей геополитической катастрофой века». С этой целью тесно связано стремление разрушить международный порядок демократического капитализма во главе с США. Хотя у Путина нет никакой жизнеспособной идеологической альтернативы, он решительно намерен подорвать существующий миропорядок.
Путин также хочет сохранить свою власть в России, поэтому он стремится остановить глобальный процесс смен режима. Напуганный тем, что произошло в Грузии, Ливии, Сербии и на Украине, Путин хочет остановить этот процесс, пока он не затронул Москву. Он использует агрессию и начинает авантюрные кампании за рубежом, чтобы добиться славы и поддержки внутри России вместо того, чтобы проводить внутренние реформы, которые могли бы улучшить состояние российской экономики и качество жизни простых граждан.
Путин также оценил характер Обамы и обнаружил в нем лидера, который оказался необычайно сговорчивым по отношению к России. Когда Путин вторгся в Грузию в2008 году, Обама, который тогда еще был сенатором, призвал обе стороны — не только Россию — проявить сдержанность. Став президентом, Обама спустя несколько месяцев объявил о «перезагрузке» отношений с Россией. В сентябре 2009 года он отказался от развертывания систем ПРО в Польше и Чешской республике, не потребовав ничего взамен. Он заключил такой новый договор по СВН, который позволил России расширить свой ядерный потенциал и при этом обязал США сократить свой.
В ходе переговоров с президентом Дмитрием Медведевым Обама, микрофон которого по ошибке остался включенным, пообещал российскому коллеге «больше гибкости» в отношениях с Россией после президентских выборов 2012 года. В 2013 году Обама ухватился за брошенный Путиным спасательный круг в форме соглашения по передаче сирийского химического оружия, чтобы избежать необходимости выполнять свое обещание об интервенции в случае нарушения «красной линии».
Как одержать победу в опосредованной войне
Неудивительно, что Путин решил, что он может безнаказанно начать опосредованную войну против США в Сирии. Политика умиротворения Обамы вдохновила Путина на то, чтобы повысить ставки в соперничестве России с США. Но Путин не умеет говорить на языке дипломатии и примирения: он понимает только язык силы. Именно поэтому только новая стратегия повсеместной конфронтации может увеличить издержки Путина и заставить его отступить.
Ка всегда, первым пунктом идет безопасность. Вместе со своими партнерами США должны установить бесполетную зону и безопасное убежище на юге Сирии, недалеко от границ с Израилем и Иорданией — к этому призывали бывший глава ЦРУ Дэвид Петрэус (David Petraeus), бывший госсекретарь Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) и бывший министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates). Вашингтон также должен увеличить поддержку сирийских оппозиционных сил.
США необходимо предоставить Украине противотанковое оружие и другие современные виды оружия, о которых украинское правительство их просило. И это нужно сделать сейчас. США также должны предоставить Украине разведданные, которые ей необходимы для прогнозирования атак с территории России. Некоторые критики призывов к оказанию военной помощи Украине утверждают, что, даже получив эту помощь, украинская армия не сможет в одиночку сопротивляться массированному вторжению России. Возможно, это действительно так, хотя критики не учитывают тот факт, что Украина возвела мощные оборонительные рубежи вокруг Донбасса. Более того, главная задача заключается в том, чтобы предотвратить вторжение, а не одержать победу над Россией. Увеличив издержки дальнейшей агрессии России, Вашингтон может попытаться изменить планы России в вопросе эскалации конфликта на Украине.
Кроме того, союзники США по НАТО также нуждаются в дополнительной помощи. С момента аннексии Крыма Россией ее военные маневры, направленные на проверку решимости НАТО, приобрели регулярный характер. Россия проводит военные учения с участием до 100 тысяч военнослужащих, а российские корабли и самолеты появляются в опасной близости от береговых линий и столиц других государств. Чтобы продемонстрировать свою решимость и успокоить своих союзников, НАТО должен предоставить верховному главнокомандующему вооруженными силами НАТО в Европе полномочия для начала учений по противодействию силам противника с участием отрядов быстрого реагирования НАТО.
До недавнего времени верховный главнокомандующий мог мобилизовывать войска только с согласия всех 28 членов НАТО. Хотя, согласно новым правилам, он теперь может мобилизовывать силы НАТО, не дожидаясь окончательного решения всех членов, такая система все же является ненужным тормозом для проведения учений по противодействию силам противника. Если передать полномочия по мобилизации военных на учения верховному главнокомандующему, на свои провокационные маневры Путин будет получать регулярный и своевременный ответ. Таким образом НАТО отправит Путину четкий сигнал: альянс решительно намерен противостоять любой демонстрации силы со стороны России.
Помимо передачи полномочий НАТО также следует укрепить свои позиции на всей территории его членов. Отправка батальонов НАТО во все страны Балтии позволит минимизировать их изоляцию. Развертывание сил специального назначения в Эстонии поможет предотвратить любые попытки России дестабилизировать эту страну. Танковая бригада НАТО в Польше, размещенная там на постоянной основе, существенно увеличит огневую мощь сухопутных сил НАТО. Постоянная эскадрилья американских реактивных истребителей F-22 в Румынии расширит возможности сил НАТО в воздухе.
Там, где невозможно обеспечить постоянное присутствие американских военных, Вашингтону следует решить, в каких странах нужно разместить дополнительные зенитные ракетные батареи и радары системы AEGIS Ashore. США должны усовершенствовать все существующие и будущие батареи AEGIS Ashore, оснастив их средствами противовоздушной обороны, способными справляться с ракетами промежуточной дальности, и рассмотреть возможность развертывания новых ракетных комплексов Patriot. К ним также можно добавить другие виды сенсоров раннего обнаружения, систем противоракетной обороны и оборудование для перехвата сигналов. Все эти меры помогут успокоить членов НАТО и продемонстрировать, что Вашингтон готов их защищать.
Кроме того, США должны отреагировать на вопиющие нарушения Россией договора о ликвидации ракет средней дальности, который был основой стабильности в Европе в течение почти трех десятилетий. Новые российские ракеты, не соответствующие требованиям этого договора, угрожают практически всей Азии и Европе, особенно если их разместить в Калининграде. Возможно, союзникам США скоро придется принимать в расчет этот ядерный потенциал России, имея дело — и, вероятно, вынужденно идя на уступки в отношениях — с Кремлем.
Администрации Обамы необходимо прекратить закрывать глаза на нарушения России. Ей срочно нужно усовершенствовать свой военный потенциал. Министр обороны США Эш Картер (Ash Carter) предложил несколько вариантов, которые включали в себя средства активной обороны, средства противодействия противнику и средства нанесения ударов по крупным объектам. Эти средства требуют существенного увеличения финансирования в 2017 году. В более долгосрочной перспективе США должны начать дипломатическую кампанию, чтобы разъяснить, что именно Путин хочет отказаться от Договора о ликвидации их ракет средней дальности, как недавно заявил бывший министр обороны Гейтс. Если Путин не изменит свой курс с ближайшее время, США будут вынуждены расторгнуть этот договор. Вашингтон никогда не позволит нашей стране стать единственной страной, которая воздерживается от разработки нового оружия.
Вместе с этими мерами обеспечения безопасности США должны усилить поддержку Центральной и Восточной Европы в области разведки. Не стоит забывать, что Путин когда-то был агентом КГБ. Сегодня он использует огромную сеть информаторов и агентов, чтобы влиять и вести подрывную деятельность на территории бывших членов Варшавского договора. Россия тратит на разведку больше, чем составляют государственные бюджеты некоторых бывших членов Варшавского договора, в том числе Албании, Армении, Эстонии, Грузии и Латвии.
К счастью, США имеют в своем распоряжении мощные средства контрразведки, которые можно развернуть, чтобы ограничить влияние России. Вашингтону следует пригласить опытных сотрудников разведывательных служб этих стран в США для прохождения специальной подготовки с целью сделать эти службы более профессиональными и способными противостоять действиям России. Конгресс уже ясно дал понять, что он готов сотрудничать с Обамой в этом вопросе: вместе они должны как можно быстрее разработать тактику этой контрразведывательной инициативы.
США следует существенно увеличить экономическое давление на Путина. В список приближенных режима, против которых были введены санкции, необходимо включить новые имена представителей российской элиты, их супругов и детей. Более того, США должны ввести непосредственные и опосредованные санкции против российского энергетического сектора, особенно против нефтеперерабатывающего сектора, который во многом зависит от устойчивого потока запчастей из западных стран. Необходимо также серьезно рассмотреть возможность ввести санкции против других секторов промышленности и отправить четкий сигнал об этом Кремлю и иностранным инвесторам. Кроме того, санкциям нужно будет придать характер сдерживающего фактора, установив прямую связь между введением дополнительных мер и дестабилизирующими действиями России. К примеру, санкции можно расширить, включив в списки людей и компании, причастные к продаже систем противовоздушной обороны С-300 Ирану или подписанию новых сделок на поставки оружия Асаду.
Эта кампания экономического давления включает в себя помощь региональным союзникам США. Многие европейские страны сильно зависят от российской нефти и газа. Благодаря своему энергетическому ренессансу США сейчас могут подорвать основы влияния России, существенно увеличив объемы экспорта нефти и сжиженного газа, если Конгресс согласится на отмену запрета на экспорт нефти и ускорит выдачу разрешений на строительство объектов СПГ. Даже если полной отмены запрета на экспорт нефти не произойдет, Конгресс может снять запрет на двусторонний экспорт нефти ключевым европейским союзникам США.
Наконец, против России необходимо использовать длинную руку закона США. Среди российских чиновников процветает коррупция, которую необходимо раскрыть и наказать. Дело против коррумпированной глобальной футбольной организации ФИФА, которым в настоящий момент занимается Министерство юстиций США, является хорошим началом. Чемпионат мира по футболу 2018 года должен пройти в России, которая, несомненно, добилась этого при помощи подкупов и откатов. И следствию нужно как можно быстрее это доказать, чтобы у организаторов было достаточно времени для изменения места проведения чемпионата.
Это расследование должно стать началом попыток обнародовать коррупционные схемы Путина, которые действуют по всему миру. Недавно Всемирное антидопинговое агентство сообщило о систематических нарушениях среди российских спортсменов, которым в их обмане помогало российское правительство. Стоит предположить, что подобные нарушения и мошеннические схемы можно обнаружить во всех сферах, в которых у российского правительства есть интересы, от заявок на проведение Олимпийских игр и назначений в международных шахматных организациях до распределения государственных контрактов. США могут взять на себя роль лидера в этой инициативе, однако Вашингтону следует убедить своих западноевропейских союзников встать на его сторону и создать потенциал для борьбы с коррупцией в странах Восточной Европы, наиболее уязвимых перед лицом давления со стороны Путина и его соратников.
Кроме того, конгресс может принять законы в духе Акта Хелмса-Бертона и закона о правонарушениях в отношении иностранных граждан, чтобы открыть двери американских судов перед жертвами российской агрессии, воровства и военных преступлений. Перспектива дорогостоящих судебных процессов и ущерба репутации отпугнет частных инвесторов и нанесет ущерб торговле с Россией и незаконно оккупированными ей территориями, такими как Крым, обернув коррупцию против самой российской экономики. Множество исков против Кремля и его приспешников лишит легитимности и продемонстрирует жестокость тактики России в Сирии и на Кавказе, которая очень напоминает геноцид против суннитских мусульман. Лицо путинского автократического режима окажется крайне неприглядным в свете американского зала суда.
Наконец, в основе политики США в отношении России должна лежать наступательная дипломатия. Госдепартамент США должен разработать новое определение «страны, находящейся в опасности», которое позволило бы странам, находящимся под угрозой дестабилизации извне, попасть в американские программы оказания помощи, в том числе в программу поддержки в сфере разведки. К ним можно также отнести программы, направленные на оказание помощи странам в диверсификации их промышленной базы и поставщиков энергоресурсов с целью снижения их зависимости от России. В целом такое новое определение позволит ясно продемонстрировать решимость США и показать Путину, что любые попытки эскалации со стороны России приведут к более активному вмешательству Запада.
США необходимо также вдохнуть новую жизнь в общественную дипломатию и информационные стратегии. Они могут взять на себя руководящую роль в финансировании тех служб, которые способны сделать западные СМИ доступными для россиян. США не нужно изобретать контент. В отличие от России традиция горячих дебатов и многообразия взглядов уже существует в американских СМИ. США нужно просто сделать так, чтобы этот контент стал доступным для россиян и жителей Восточной Европы, чтобы он стал противовесом кремлевским СМИ и примером того, как должна выглядеть свободная пресса.
Несомненно, найдутся те, кто назовет такие меры чрезмерно провокационными. Между тем, провокации Путина остаются безнаказанными уже в течение семи лет. Путин сознательно бросает вызов США и международному порядку во главе с США, а теперь он к тому же начал опосредованную войну против Америки. Западу уже давно пора принять его вызов и сделать все необходимое для победы в этой войне. В противном случае Вашингтон вполне может оказаться в состоянии настоящей войны против ядерной державы.