Саудовская Аравия начала двигаться в Европу в ноябре, когда впервые за 20 лет королевство стало поставлять нефть крупнейшей нефтеперерабатывающей компании Швеции. Переработчик принадлежит саудовским бизнесменам, но является давним покупателем российской нефти. За этим последовали поставки саудовской нефти в Восточную Европу, где Россия уже давно хозяйничает в нефтяном бизнесе. Также саудовцы начали хранить нефть в терминале Гданьска в Балтийском море.
Конкуренция привела к тому, что российская нефтяная компания значительно снизила объем продаж нефти марки Urals. В октябре Игорь Сечин, генеральный директор "Роснефти", открыто обвинил Саудовскую Аравию в «активном сбрасывании» нефти в Европу и сказал, что компания «сделает свой ход», чтобы обезопасить рынки России. Саудовская Аравия в ответ указала, что просто пыталась удовлетворить спрос своих клиентов.
И Россия, и Саудовская Аравия производят более 10 млн баррелей нефти в день, что способствует созданию избытка предложения на рынке, удерживая цены ниже 50 долларов за баррель. Конкуренция, вероятно, усилится в Европе в следующем году, когда Иран, который удовлетворял потребности около 4,4% населения Европы в нефти до введение в отношении него санкций в 2012 году, планирует вернуться на рынок нефти с бОльшими объемами ее поставок.
Однако, несмотря на внешнюю уверенность и даже агрессивность Саудовская Аравия сегодня находится в непростой ситуации, отмечает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Она умудрилась поссориться практически со всеми – с США, Ираном, другими соседями и партнерами по ОПЕК и, разумеется, Россией, с которой, впрочем, отношения всегда были непростые. Так что нельзя сказать, что нефтяной демпинг Саудовской Аравии направлен именно против России. В равной степени он бьет и по нефтяным компаниям США и ЕС.
Другое дело, продолжает эксперт, что США и ЕС как нетто-импортеры нефти с целом выигрывают от низких цен, а свои нефтяные компании могут достаточно долго поддерживать дешевыми кредитами. У России таких возможностей нет, но нефтяные компании серьезно поддержала проведенная девальвация. Кроме того, российская налоговая система устроена таким образом, что львиную долю сверхдоходов от высоких цен на нефть забирает себе государство. Поэтому от падения цен в первую очередь пострадал бюджет, а нефтяники, хотя и пережили эту коллизию болезненно, но катастрофой это не стало: добыча в целом по стране даже чуть-чуть подросла.
Таким образом, заключает Дмитрий Адамидов, ситуация получилась патовая – Саудовская Аравия за прошедший год своих целей толком не достигла, и в основном только растратила валютные резервы. При этом резервов у неё много и минимум ещё пару лет саудовцы теоретически выдержат подобный демпинг. Другой вопрос что в случае с нефтью к экономике как всегда обильно примешивается политика, как внешняя (ситуация в Сирии и Йемене) так и внутренняя (обесценение реала, перспектива сокращения социальных выплат ввиду проблем с бюджетом и т.д.). Так что конец эпохе низких цен, скорее всего, положат именно политические катаклизмы.
Преимущество России - близость к потребителю, указывает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Другой козырь - цена. Российская нефть Urals имеет дисконт к арабской Light, за счет чего в итоге российскую нефть выгодно покупать европейским потребителям. Об этом говорит рост объемов поставок: за 15 лет они выросли со 144 до примерно 250 млн тонн. Тактика арабских компаний также понятна: скупка инфраструктуры, в частности, НПЗ и операторов, чтобы покупать в итоге свою нефть. Также можно отметить агрессивную ценовую политику, по их мнению, это должно помочь разобраться с конкурентами из Ирана, когда те вступят в борьбу за рынки сбыта после снятия санкций.
К чему это может привести? В худшем случае, полагает Георгий Ващенко, к дальнейшему падению цены на нефть. Сейчас предложение превышает спрос примерно на 4%. Но, согласно недавней презентации Роснефти, это ничто по сравнению с тем что происходило 30 лет назад, когда в борьбе за рынки сбыта нефтеэкспортеры сбили цены и создали навес предложения, на четверть превышающий спрос. Не исключено, что борьба за потребителя на европейском рынке обострится, поскольку у сторон еще есть резервы к снижению цены на 10 долларов за баррель, а кратковременно и более существенному. Кто в итоге победит, сложно предполагать, но именно из-за близости к Европе, готовой инфраструктуры и низких цен, существенно ослабить позиции российских компаний невозможно. Менее 220 млн тонн в ближайшие годы экспорт из России не упадет даже при цене 40 долларов за баррель.