Le Figaro (30.11).
Похоже, что Турция — это бомба замедленного действия в Европе. Турция стоит на пороге хаоса. Бездумная поддержка «Братьев мусульман» привела к тому, что Египет, Саудовская Аравия, Иран и Израиль отвернулись от Турции. Она оказалась в изоляции в результате двойной игры с «Исламским государством», а также предоставления своей территории для перемещения джихадистов, которые потом атакуют Европу. Взрыв противоречий, раздирающих страну, неизбежен. Противоречие между желанием политической стабильности и динамикой гражданской войны, разжигаемой Партией справедливости и развития. Противоречие между смягчением исламистской автократии и намерением стать членом ЕС. Противоречие между членством в НАТО и ролью тыловой базы «Исламского государства».
Le Parisien (30.11).
Путин обвинил Турцию в попытках защитить трафик нефти, принадлежащей ИГ. В рамках Климатического саммита в Париже президент РФ заявил, что Су-24 сбили, чтобы обезопасить поставки нелегальной нефти из Сирии в Турцию. У России есть дополнительные данные, подтверждающие, что из мест добычи нефти, которые контролируются «Исламским государством», эта нефть в промышленных масштабах поступает на территорию Турции, цитирует газета заявление Владимира Путина. По его словам, указывает Le Parisien, большинство собеседников согласились с мнением, что «не было никакой необходимости наносить удар по российскому самолету, который Турции не угрожал».
le Huffington Post (1.12).
Турция, обвиняемая Россией в незаконной торговле нефтью вместе с ИГ, сама загнала себя в угол. Занимая двойственную позицию по сирийскому вопросу, Анкаре удалось испортить отношения с Москвой и разозлить западные канцелярии и так уже раздосадованные двойной игрой Турции в отношении джихадистов, а также борьбой турецких властей с курдами (в частности, с их помощью Франция рассчитывает бороться с ИГ). На пути к дипломатической изоляции Турция приняла несколько неправильных решений, что и привело ее к обострению отношений с Москвой. Эта закономерность — не в пользу Турции, учитывая асимметричные позиции двух держав и упорство Владимира Путина, пишет газета. И все это — на фоне наметившегося сотрудничества между Россией, Францией, Великобритании и США в борьбе с «Исламским государством».