Другое дело М. Мантила. «Парижский мирный договор прекратил существование 25 лет назад, его соблюдать уже не нужно», — категоричен он. Может, ему непременно хотелось войти в историю? Что ж, удалось: он стал первым из высокопоставленных лиц?? своего государства, кто официально отказался от соблюдений международных договоренностей.
Любопытно было также узнать, откуда взял он эту цифру, почему «25 лет назад» прекратил свое действие, как он считает, Парижский договор? Как удалось выяснить, ведет свой отчет этот господин с 1990 года, когда начались первые серьезные центробежные «подвижки» в СССР, приведшие в итоге к развалу Союза.
Нарушения требований мирного договора, подписанного 68 лет назад в столице Франции, случались в Суоми в последнее время регулярно. Ей запрещено продавать оружие — она, тем не менее, сделала это минувшей зимой, взявшись за поставку немецких танков на воюющую со своим народом Украину. Ей запрещено участвовать в военных учениях за пределами своих границ — она, несмотря на это, участвовала и уже не раз вместе с войсками НАТО. Ей запрещено торговать оружием — однако, торгует, продав минувшей весной все на ту же Украину современные приборы ночного видения и другую оружейную оптику.
В этом смысле заявление пресс-секретаря Мантила, в сущности, лишь констатация того факта, что действующему ныне в его стране правительству наплевать на международное право. Главное, чтобы заокеанский куратор был доволен.
Между тем, роль Парижского мирного договора в сегодняшней стабильности в Европе переоценить трудно. Ведь этому документу обязаны своим современным видом границы многих стран Старого света. Например, Италии. Финляндию же тогда, в 1947-м, можно сказать пожалели. Её правительство не было свергнуто, а территория, за редким исключением, не знала иностранной оккупации, как, скажем, в Германии. В благодарность за это финны обязались придерживаться нейтралитета, ограничив свои вооружённые силы и выплатив Советскому Союзу репарации в размере $ 300 000 000.
Что же теперь — конец заверениям в нейтралитете, в дружбе с большим восточным соседом?
Впрочем, не сегодня это началось. Достаточно вспомнить 2009-й год, когда на официальном сайте Национальной геологической службы Финляндии вдруг появились электронные карты карельских территорий, до Второй мировой войны принадлежавших финнам. В частности, города Сортавала и Суоярви, поселок Хийтола, остров Валаам с древним православным монастырем (!) и еще около 40 населенных пунктов. С чего бы вдруг?
Российские эксперты предположили тогда, что подобным образом наши соседи создают предпосылки для роста национализма в своей стране и пытаются выдать желаемое за действительное. И, похоже, были правы. За минувшие с тех пор шесть лет национализм в Суоми проявлял себя уже не раз. И специфическими шествиями, и нападками на приезжих из числа переселенцев и беженцев.
А регулярные заявления, в том числе, письменные, некоторых финских общественных организаций о «нелегитимности нынешней границы РФ»? При этом местный парламент принимает подобные заявления к рассмотрению вопреки протестам МИД России.
В некоторых финских городах с конца 1990-х каждый год в марте вывешиваются карты прежней Финляндии или отторгнутых у нее территорий.
На нынешнее заявление об игнорировании Парижского мирного договора официального представителя финского правительства одними из первых отреагировали в Евразийском народном фронте. Там потребовали «немедленного увольнения главы пресс-службы финского правительства Маркку Мантилы за подстрекательство к нарушению мира». Данный документ ЕНФ разместил на своем сайте. В нем говорится и о том, что «попытки одностороннего изменения Парижского мирного договора или его отмены не только юридически ничтожны, но и ввергают Суоми в правовое состояние, предшествующее заключению данного мирного договора. ЕНФ напоминает, что в соответствии со статьёй 22 Парижского мирного договора любые изменения в данный документ могут быть внесены лишь по соглашению Финляндии и Совета Безопасности ООН. В этой связи ЕНФ требует от Суоми неукоснительного выполнения всех статей Парижского мирного договора».
Корреспондент «СП» попросила прокомментировать скандальную ситуацию политолога Константина Крылова.
«В том, что происходит сейчас в Финляндии, для меня нет ничего удивительно, — сказал Константин Анатольевич. — Это во времена СССР наши скандинавские соседи были тихими, мирными, четко придерживались нейтралитета абсолютно по всем вопросам. В ту пору они во многом зависели от нашей страны. И не то чтобы обязаны были ей своим стремительным экономическим ростом, но добились этого во многом благодаря Союзу. Не случайно в советские времена у нас эту страну называли не иначе, как «капиталистической советской республикой».
«СП»: — Вы имеет в виду заказы, которые получали финские производители из разных министерств нашей страны?
— Да. И это были гигантские, на сотни миллионов долларов заказы. Вспомните, например, знаменитый финский сервелат. Эта колбаса слыла у нас большим деликатесом. На её производстве только для СССР поднялись несколько предприятий Суоми. А финские сапоги - мечта каждой советской женщины? А бумага, которую покупаем у них и сейчас? Примеров много.
«СП»: — Бумага, которая производится из нашего леса, вырубаемого преимущественно в Карелии, и продаваемого соседям за копейки… За это теперь, видимо, нам и «мстят».
— Они не мстят. Они всегда были такими — лояльными к сильным. Был СССР, финны предпочитали с ним дружить. Про экономику я сказал. В политике же они придерживались нейтралитета, о вступлении в НАТО даже разговоров не было. Не забывали время от времени и угождать «старшему товарищу», выдавая, например, СССР перебежчиков из числа диссидентов. После развала Советского Союза всё изменилось. Практически сразу. Ведь финны в принципе никогда не страдали таким качеством, как угрызение совести. Даже просто стыдливостью там, где затрагивались их национальные интересы. Результат налицо.
«СП»: — То есть, бесполезно требовать от них соблюдения обязательств, прописанных в Парижском мирном договоре?
— Очевидно, да. Если они во всеуслышание заявили о намерении его игнорировать, значит, получили отмашку свыше. Понятно от кого.
«СП»: — От нового для них «сильного брата» — США?
— Совершенно верно. И для нашей страны ничего хорошего ждать от этого, как вы понимаете, не приходится.