Ещё не так давно Россия могла «выйти» к Индийскому океану по самому простому варианту: через Индию, с которой у Брежнева была большая, надёжная дружба. Уже тогда советские люди — шахтёры, учителя, врачи — должны были отдыхать семьями на берегах Бенгальского залива. Не успели. После развала СССР у россиян появился ещё один шанс: усилить связь с Ираном, чтобы получить курортную инфраструктуру в Индийском океане уже с его помощью. Не прошло и это.
Рухнула и последняя, призрачная надежда на Жириновского, с его сказочными сапогами, вымытыми в тёплой индийской воде. Россияне дружно голосовали за «сапоги» больше двадцати лет. Обманул и он: в результате остались и без сапог, и без тёплой воды.
России выход к Индийскому океану в принципе нужен, такая идея запитывает всерьёз, как полёт к Марсу. Но в ближайшем будущем ей, к сожалению, придётся думать о вещах более приземлённых. К примеру, как удержать остающиеся в руках, после территориальных потрясений 1991 года, коридоры к Чёрному и Каспийскому морям. Гипотетический удар по линии Астрахань — Ростов-на-Дону навсегда лишает РФ тёплых берегов. Помощь Ирану в рытье утопического канала к Персидскому заливу как раз и может нацелить антироссийские силы, группу кавказских стран на такую задачу.
На это не подпишется даже Китай, хотя он прекрасно понимает, что означает падение Ирана уже и для него самого.
Чтобы вести речь о подобном канале, четыре каспийских страны — Азербайджан, РФ, Казахстан, Туркмения — уже сейчас обязаны выступать слитной группой в защиту Ирана. Но об этом просто смешно вести речь, так как, ни врозь, ни поодиночке на такой вызов они не пойдут. Поэтому наиболее вероятным каналом ближайшего будущего представляется прямо противоположный: выход Запада на берега Каспия и окончательное решение всех его «проблем».
Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:
Тема такого канала очень интересна не только для России и Ирана, но и для стран каспийского региона, Индии, Китая, Пакистана и других стран. Но, к сожалению, реализация этого проекта абсолютно не реальна в нынешних геополитических условиях. США закончит разборки с Сирией и вплотную займется Ираном. Будет Ирану не до проекта.
К тому же надо помнить и об экологии. Ведь Каспий ниже уровня моря и обязательно засорят его не свойственными ему видами водорослей или даже рыб. Тогда осетрам и белугам придёт конец. И традиционная русская чёрная икра перестанет нас радовать даже по большим праздникам. Так что надо всё взвесить, прежде чем строить этот канал. И конечно Ирану надо заручиться согласием всех стран каспийского бассейна перед строительством такого канала.
Для меня тема родная, всё-таки вырос в Баку на берегу Каспия, и хотелось бы, чтобы эта жемчужина природы продолжала радовать наших потомков, а не превратилась в сточную канаву.
Юрий Юрьев, политконструктор:
России этот выход нужен, и для мира и для дохода и даже для войны, если что. Этот проект нужно делать экстренно, пока войной не перекрыт Суэц. В этот проект нужно пригласить инвесторов из граждан стран НАТО и побольше специалистов из Европы, чтобы НАТО не смело бомбить проект и людей. России нужно оговорить статус канала так, чтобы ни при каких обстоятельствах Россия не могла его потерять, а имела право действовать, как США в Панаме. Это проект на доход от торгового пути, не менее важного, чем через Суэц, с соответствующими доходами. Это ещё и рычаг влияния на весь Кавказ. России нужно спешить «застолбить» это.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
России, как великой евразийской державе, выход к Индийскому океану нужен, и не через канал. Так что, думаю, Россия когда-нибудь вымоет сапоги и в Индийском океане. А пока можно и канал построить. И про проливы тоже забывать не следует.
Кирилл Мямлин, публицист:
Интересный проект, но при этом не сложно предугадать, какое сопротивление будет оказано со стороны «пятой колонны», оккупировавшей правительство РФ.
http://www.iarex.ru/interviews/28348.html