Страна, осуществляющая внешне торговую деятельность и имеющая международные связи, обязана иметь определенный запас свободно конвертируемой валюты. Обычно используется американская валюта, так как она более широко используется в торговых расчетах, чем другие, хотя в последнее время в связи с её нестабильностью многие страны используют и другие валюты.
Какие требования к объему запасов? Этот запас должен покрывать квартальный объем так называемого критического импорта (то есть того, без которого страна обойтись не может. Например, без бананов и ананасов страна может прожить, а без лекарств, вакцин, топлива и т.п. жить не сможет).
Второе требование к объему запасов: он должен покрывать внутренний спрос на валюту и обеспечивать стабильность национальной денежной единицы. Таким образом, валютные резервы должны быть оптимальными. Если их величина меньше оптимальной, то могут быть проблемы с нестабильностью курса, с проплатой по внешним обязательствам и т.д. Но и слишком большие запасы их держать абсолютно нецелесообразно, т.к. страна несет потери из-за постоянной девальвации доллара (а внешний долг США уже давно превысил ВВП страны и имеет все тенденции для дальнейшего роста, а покрытие его осуществляется исключительно за счет девальвации доллара, т.е. это долгосрочная тенденция) и вкладывая свои ресурсы в валютные накопления, страна ограничивает свое экономическое и социальное развитие.
Таким образом, для Украины при тех её параметрах, о которых я говорил выше, валютные резервы от $ 20 до 30 млрд. являются оптимальными. Но здесь надо иметь в виду главное – они должны быть реальными и доступными. Иногда используется другое определение «Чистые резервы», но не будем «углубляться».
А теперь посмотрим как обстояло у нас дело в 2010-2013 гг.
11 марта 2010 г., когда я приступил к исполнению обязанностей премьер-министра Украины, общие валютные резервы составляли $ 22 млрд. 28 января 2014 г., когда я ушел в отставку, валютные резервы также составляли примерно $ 22 млрд. Почему я привожу примерные данные. Потому что величина резервов изменяется каждый день и статистически официально подтверждается НБУ на последнее число каждого месяца. Каждый день страна и получает валюту, и тратит её, но по оперативным данным премьер обычно ведет учет своей валюты, то есть на валютном счете казначейства и в НБУ. Поэтому я утверждаю, что за время моего руководства правительством наши валютные резервы никогда не опускались ниже оптимального (тем более критического уровня) и это подтверждается всеми отчетными данными НБУ и самое главное стабильностью за этот период курса национальной валюты.
Приняв дела 11 марта 2010 г. и изучив состояние дел, учитывая необходимость больших выплат по внешним долгам, рост цен на газ, необходимость проведения Евро-2012 я поставил перед НБУ и финансово-экономическим блоком правительства задачу нарастить валютные резервы страны до уровня примерно $ 30-35 млрд.
Были активизированы переговоры с МВФ, проведена большая работа по стимулированию экспорта, заключены Харьковские соглашения, обеспечившие для нас скидку на газ в размере $ 100 на 1 тыс. м3 и т.д.
В результате реализации комплекса мер, мы имели на 31.12.2010 г. валютные резервы в объеме $ 35 млрд.
Большая заслуга в этом принадлежит тогдашним руководителям НБУ – Стельмаху В. С., министерства финансов – Ярошенко Ф. А., налоговой службы – Папаика А. А. Это был рекордный в истории Украины уровень валютных резервов. Никогда ни до, ни после мы и близко не приближались к этой цифре. Мы не «били в литавры», но слаженная и эффективная работа команды давала свои результаты. Экономический рост ВВП – в 2010 г. составил +5,5%.
Никаких мер по ограничению движения валюты мной не предпринималось. Но за возвратом валютной выручки и за репатриацией капитала (выводом валюты из страны по разным схемам) был установлен серьезный контроль. Я никогда не поощрял так называемые инвестиции за рубеж, считая при нашей отсталости промышленности это крайне вредным. Таким образом, в тот год нам удалось резко сократить утечку капитала за рубеж. Стабилизация ситуации в стране, кстати, напротив стимулировала приход капитала.
К большому сожалению, внутренние интриги привели к ослаблению финансово-экономического блока страны, и в будущем уже не удавалось обеспечить такую эффективную его работу, которая была в 2010-2011 гг.
Тем не менее, на 31.12.2011 г. мы имели – $ 32 млрд. валютных резервов и на 31.12.2012 г. – $ 25 млрд., то есть за все эти годы мы ни разу не допустили резкого снижения валютных резервов, несмотря на то, что каждый месяц мы платили только за газ примерно $ 1,2 млрд., т.е. в год выплачивали примерно $ 14-15 млрд., имели отрицательное торговое сальдо, например, с ЕС – порядка $ 10-12 млрд., выплачивали внешние долги порядка $ 6-7 млрд. в год, т.е. каждый год мы выплачивали суммы, превышающие общий объем валютных резервов, поэтому, конечно, они снижались, особенно с учетом наших проблем, о которых я сказал выше и проблем, связанных с нашей внешнеэкономической деятельностью, но подчеркиваю, общий их уровень был для нашей страны вполне достаточным и работа по их поддержанию на таком уровне мной проводилась постоянно. А сейчас у киевского режима только один метод – попрошайничество, внешние кредиты и помощь.
Порошенко, Яценюк и Ко исчезнут, а долги останутся.
Еще раз подчеркну, важнейшая задача правительства:
1. Стабилизация макроэкономической ситуации и обеспечение экономического роста
2. Стимулирование экспорта (а не драконовские откаты при возврате НДС)
3. Контроль (обращаю внимание контроль, а не запреты) за возвратом валютной выручки и за различными схемами утечки капитала из страны, в том числе по схемам инвестирования за рубеж
4. Согласованная работа с НБУ по выплатам внешних долгов и привлечению внешнего кредитования.
Вот те простейшие меры, которые позволяют иметь устойчивость национальной валюты и стабильные валютные резервы.