ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 84


Россия, Украина и мир: политика и аналитика 84

Сообщений 141 страница 150 из 1000

141

В малайзийском аэропорту забыли три «Боинга»

В международном аэропорту в Куала-Лумпуре (Малайзия) ищут владельца или владельцев трех грузовых «Боингов» 747-200F. Об этом сообщает CNN.
Представители аэропорта 7 декабря разместили в местных СМИ объявления с просьбой, чтобы хозяин забрал свои самолеты в течение 14 дней, иначе лайнеры могут продать или распорядиться ими другим образом. При этом отмечается, что такие меры соответствуют национальным нормам гражданской авиации и международной практике.
Управляющий воздушной гаванью Зейнол Мод Иса (Zainol Mohd Isa) рассказал, что все «Боинги» стоят в Куала-Лумпуре более года, причем оставили их там в разное время. По его словам, аэропортовые сборы никто не оплачивает.
Согласно базам данных, пишет CNN, хозяином забытых самолетов значится исландская компания Air Atlanta Icelandic, однако там заявили, что суда были проданы в 2008 году. С тех пор «Боинги», вероятно, меняли владельцев несколько раз.

http://lenta.ru/news/2015/12/08/boeing/

0

142

Юшка,https://veselo.pogovorim.su/viewtopic.php?id=1363&p=13#p887165|0012/6e/7d/492-1432490140.gif написал(а):

Шойгу представил Путину бортовой самописец Су-24

http://glav.su/files/messages/2015/12/08/3496233_15e28199384cd3a398a1bbbea363743d.jpg

0

143

к чему бы это

http://www.gazeta.ru/nm2015//gzt/img/logo.png
Консульство США в Стамбуле прерывает работу из-за угрозы безопасности

Консульство США в Стамбуле в среду, 9 декабря, приостановит свою работу в связи с угрозой безопасности, сообщается на сайте ведомства.«Из-за информации о возможной угрозе безопасности генконсульства США в Стамбуле посольство будет работать в ограниченном режиме 9 декабря 2015 года», — говорится в объявлении.
Отмечается, что предоставление услуг, запланированное на этот день, будет назначено на более позднее время. Консульство призвало граждан Соединенных Штатов «поддерживать высокий уровень бдительности, следить за местными событиями и принимать соответствующие меры, чтобы усилить собственную безопасность». Характер угрозы безопасности не уточняется.
Ведомство также сообщает, что посольство в Анкаре, консульство в Адане и консульское представительство в Измире будут работать в обычном режиме.
Ранее сообщалось, что после нападения на генеральное консульство США в районе Сарыер в Стамбуле было принято решение о его закрытии.

http://www.gazeta.ru/social/news/2015/1 … 7991.shtml

0

144

http://s6.uploads.ru/t/BxUvD.png
Байдену-папе все труднее объяснить украинский бизнес сына

Призыв вице-президента США Джо Байдена покончить с коррупцией не находит отклика у украинцев, пишет Wall Street Journal. Его сын Хантер работает в украинской компании под руководством бывшего украинского чиновника, которого обвиняют в незаконном обогащении и отмывании денег. Это, безусловно, подрывает антикоррупционный посыл американского политика.

Подробнее

Вице-президент США Джо Байден настоятельно призывает прозападное правительство Украины искоренить массовую коррупцию, но его антикоррупционный посыл не вызывает доверия, пишет Wall Street Journal. А все потому, что его сын Хантер работает под руководством бывшего украинского чиновника, которого власти Великобритании и Украины обвиняют в незаконном обогащении и отмывании денег.

Хантер Байден – независимый директор украинской нефтегазовой компании Burisma Holdings Ltd. Его начальник – бывший министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский, против которого и Великобритания, и Украина возбудили уголовное дело.

Визит Джо Байдена – пятый по счету – проходит на фоне «растущего разочарования», вызванного продолжительными безуспешными попытками покончить с закоренелой коррупцией. С момента событий на Майдане, которые дали старт «крестовому походу против коррупции», прошло уже порядка двух лет. За это время украинские чиновники и борцы с коррупцией не единожды вспоминали о Злочевском как о «примере злоупотреблений эры Януковича».
 
Американский вице-президент, однако, считает, что его сын имеет полное право работать в компании Злочевского.

«Хантер Байден – частное лицо и адвокат. Вице-президент не поддерживает какую-либо конкретную компанию и никоим образом не участвует в деятельности этой компании», - заявила пресс-секретарь Джо Байдена Кейт Бедингфилд. 

Сам Хантер Байден считает, что его работа в украинской компании ничуть не противоречит заявлениям его отца, даже наоборот. Он присоединился к совету директоров, чтобы «укрепить корпоративное управление и обеспечить прозрачность деятельности компании, которая работает над развитием энергетической безопасности Украины, что также является целью Соединенных Штатов», приводит его слова Wall Street Journal.

Руководство компании подтверждает слова Байдена: его пригласили в надежде «обеспечить будущее компании», которая позиционирует себя как «противоядие» зависимости Украины от российского газа. 

Тем не менее украинские борцы с коррупцией опасаются, что сотрудничество сына вице-президента США и Злочевского поможет последнему избежать суда.

Директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк признает, что, зная о связи Байдена и Злочевского, следователи, которые ведут дело бывшего украинского чиновника, будут чувствовать себя «некомфортно».

«Ситуация ставит вопрос о честности», - считает один из членов украинского парламента, некогда работавший в конкурирующей газовой компании. «Честность должна быть на всех уровнях – как на государственном, так и на частном».

Представители фирмы Николая Злочевского категорически опровергают выдвинутые против него обвинения.

«Будучи гражданским служащим, Злочевский следовал букве и духу закона, – заявил представитель его фирмы Burisma. – Он всегда придерживался высоких моральных и этических стандартов справедливости при принятии решений».

Также представители фирмы отметили, что до сих пор не удалось предоставить никаких доказательств незаконной деятельности Злочевского. Здесь они ссылаются на эпизод с заморозкой банковского счета основателя компании.

В марте 2014 Злочевский попытался перевести 23 миллиона долларов на Кипр со своего британского счета во французском банке BNP Paribas. Это вызвало у руководства банка подозрения в отмывании денег, о чем они сообщили британским властям. После месяцев расследования счет был разморожен за отсутствием доказательств.

Тем не менее британские власти дело не закрыли и продолжают расследование. А у украинских властей есть более веские основания считать Николая Злочевского виновным.

Злочевский получил лицензии на открытие фирм – помимо Burisma Holdings ему принадлежит еще ряд предприятий нефтегазовой области, – находясь на посту министра, тогда как Конституция Украины запрещает совмещать государственную службу с бизнесом.

Четыре человека утверждают, что обсуждали со Злочевским условия финансирования компании Burisma, когда он еще был министром. Двое заявляют, что он даже проводил подобные встречи в министерстве.

Кроме того, большую часть лицензий Злочевский получил без публичных торгов. Впрочем, это обвинение представители Burisma решительно опровергают, ссылаясь на украинское законодательство. Существует такое понятие, как «целостный имущественный комплекс», которое позволяет получить лицензию в нефтегазовом секторе без публичных торгов в том случае, если на земле уже имеются постройки, например система трубопроводов.

http://www.wsj.com/articles/ukrainians- … 1449523458

0

145

http://s2.uploads.ru/t/2K18Y.png
Рынок газа: Польша наступает на литовские грабли

В пятницу, 11 декабря, в Свиноустье впервые прибудет танкер со сжиженным природным газом, сообщает пресс-служба компании Polskie LNG S.A.
По информации пресс-службы компании, сжиженный газ в Польшу доставит самый его крупный производитель – Qatargas. Танкер – 315 м в длину и 50 м в ширину – уже в пути.
Польский СПГ-терминал примет первые 200 тыс. куб. м сжиженного топлива, то есть около 120 млн куб. м природного газа, который предназначен для тестирования и ввода в эксплуатацию терминала.
Как отмечают в компании Polskie LNG S.A., очередной танкер со сжиженным газом прибудет в Свиноустье в I квартале следующего года.

Подробнее

Первые коммерческие поставки газа запланированы на середину 2016 г.

Газовый терминал в Свиноустье – это одна из самых больших польских инвестиций в сфере энергетики за последние несколько лет.

Польское правительство подчеркивало, что газопорт является стратегически важным объектом для энергетической безопасности страны.

Благодаря инвестиции Польша сможет принимать сжиженный газ по морскому пути практически из любой страны мира. Начальный возможный объем регазификации (преобразование сжиженного природного газа в газообразное состояние) составляет 5 млрд куб. м.

СПГ-терминал может обеспечить Польшу одной третьей от необходимого объема газа.

Напомним, 12 октября бывшая премьер-министр Польши Эва Копач, находясь в Свиноустье по случаю окончания строительства газопорта, подчеркнула, что благодаря газовому терминалу Польша будет независима от российского газа.

Энергетическая независимость

"90% необходимого газа мы сможем получать по другим направлениям, не из-за восточной границы Польши", - сказала глава польского правительства.

По ее словам, в будущем году Польша будет на 100% независима от российского газа.

Эва Копач подчеркнула, что терминал для сжиженного газа в Свиноустье – это первая инвестиция такого типа в Польше и в Восточной Европе.

Премьер отметила, что газовый терминал в Свиноустье станет важным элементом энергетической безопасности Польши.

Вместе с новыми газопроводами, интерконнекторами и подземными складами инвестиция создаст мощный фундамент газовой независимости страны.

Благодаря газопорту Польша сможет получать газ по морским путям практически из каждой страны мира.

Планируется, что Польша сможет принимать в Свиноустье от 5 млрд до 7,5 млрд куб. м газа в год.

Стоимость строительства газового терминала составила около 3 млрд злотых (750 млн евро).

Литва и Польша: борьба за энергобезопасность

Литва и Польша продвигают европейский проект импорта сжиженного природного газа (СПГ) из США.

Экспортеры СПГ заинтересованы в новых связях в Европе, которые позволят им создать новые ликвидные рынки сбыта.

В октябре министр энергетики Литвы Рокас Масюлис заявил, что Литва ведет переговоры с компанией Cheniere о начале первых поставок в течение следующих месяцев.

Отмечается, что Вильнюс и Варшава все больше сотрудничают, разрабатывая дополнительные стратегии по снижению зависимости от российского газа. Эти планы хорошо принимаются в европейских институтах.

15 октября 2015 г. в Брюсселе было подписано соглашение о строительстве магистрального газопровода GIPL, который соединит Литву и Польшу. Запуск газопровода планируется к 2020 г.

Реализацией проекта будут заниматься польский оператор газотранспортных систем Gaz-System S.A. и литовский оператор Amber Grid. Оценочная стоимость газопровода составляет 471 млн евро.

Строительство газопровода, который пройдет от местечка Жирмунай под Вильнюсом до Варшавы, должно начаться в 2016 г. Проектная мощность составит 2,3 млрд куб. м газа в год.

Литовские власти не раз отмечали, что страна стремится не просто развивать сотрудничество с Польшей.

Литва, которая является крупнейшей страной Прибалтики по численности населения и по потреблению газа, хочет поставлять газ в соседние страны - Эстонию и Латвию.

При этом многие аналитики отрасли отмечают, что у Литвы, несмотря на громкие заявления о энергонезависимости и значимости терминала в Клайпеде, пока не получается организовать реэкспорт газа.

Литва стремится сделать СПГ-терминал в Клайпеде основой стратегии энергетической безопасности стран Прибалтики.

Литовские власти надеялись на то, что Латвия станет одним из покупателей литовского СПГ и будет получать газ из регионального СПГ-терминала. Вместо этого Латвия на данный момент выбирает сотрудничество с "Газпромом".

Многие аналитики отрасли задаются вопросом о том, есть ли будущее у СПГ-терминала в Клайпеде, учитывая тот факт, что ни Латвия, ни Эстония не выражают большого желания покупать газ Литвы.

"Ожидания относительно СПГ-терминала в Клайпеде действительно были очень серьезными, однако, к сожалению, не все они оправдались. Терминал не стал регионально значимым. Полагаю, что он мог бы стать таким, если бы ЕС также принимал участие в проекте. К сожалению, этого не произошло. Низкие цены на нефть и газ также помешали тому, чтобы значение терминала в Литве выросло", – заявил Юозас Аугутис, эксперт Литовского энергетического института.

Повторит ли польский терминал судьбу терминала в Клайпеде?

Этим вопросом задаются аналитики и эксперты отрасли. Ведь Польша — небольшой рынок газа, а цены для такого небольшого рынка вряд ли будут низкими.

Именно поэтому у СПГ-терминала в Свиноустье есть все шансы повторить судьбу литовского терминала в Клайпеде.

Дело в том, что у населения Литвы и бизнеса, в отличие от политиков, отношение к СПГ-терминалу неоднозначное. Бизнес, потребляющий энергию, обеспокоен тем, что правительство теперь принуждает его в обязательном порядке покупать часть газа по "рыночной" цене терминала, которая выше цены "Газпрома".

За полгода до ввода в эксплуатацию плавучего терминала Independence "Газпром" действительно снизил цену на газ для Литвы на 20%, что литовские власти тут же назвали триумфом своей энергетической политики.

Кроме того, в прошлом году Литва подписала пятилетний контракт с норвежской Statoil на поставку танкерами 540 млн куб. м СПГ в год. Это может обеспечить чуть больше половины всего бытового потребления газа в стране.

Однако после ввода в эксплуатацию СПГ-терминала выяснилось, что цена на норвежский сжиженный газ выше не только новой, но и старой цены российского газа из трубы.

Но вместо подешевевшего российского газа руководство Литвы заставило поставщиков энергии покупать дорогой норвежский газ, обязав предприятия брать не менее четверти необходимого им газа из СПГ-терминала.

При этом отдельные государственные и муниципальные предприятия Литвы вынуждены покупать с СПГ-терминала 60% газа и более.

Например, обеспечивающая теплом литовскую столицу Vilniaus energijа была принуждена государством в обязательном порядке покупать в Клайпеде 65% нужного ей газа. В результате цены на отопление для жителей Вильнюса, упавшие было после снижения цены на российский газ, после ввода в эксплуатацию терминала вновь начали расти.

Согласно данным BP суммарно Польша потребляет 16,3 млрд куб. м газа (по данным на 2014 г.). При этом 8,9 млрд куб. м трубопроводного газа в 2014 г. страна получила из России — это большая часть всего потребляемого Польшей газа.

Очевидно, что цена на трубопроводный газ будет для Польши ниже, чем цена на СПГ, поставки которого планируется организовать из США и Катара.

Именно поэтому часть экспертов уже сейчас прогнозируют, что попытки польского руководства обеспечить себе независимость от поставок российского газа приведут к росту цен на электроэнергию как для населения, так и для бизнеса, конкурентоспособность которого на европейском рынке снизится вслед за ростом цен на газ.

http://www.vestifinance.ru/articles/65225

0

146

http://se.uploads.ru/8I2pD.gif шутник наш Гарант

http://s3.uploads.ru/t/D7qAI.png
Путин подарил Мутко на день рождения самоучитель английского языка

Президент РФ Владимир Путин подарил самоучитель английского языка министру спорта РФ Виталию Мутко, которому во вторник исполнилось 57 лет.
"У Виталия Леонтьевича Мутко сегодня день рождения, хочу поздравить его с этим событием. Поскольку Виталий Леонтьевич у нас занимается не только нашей деятельностью, не только наш футбол возглавляет, но и по международной линии активно функционирует, хочу подарить ему самоучитель английского языка", - сказал Путин, открывая заседание президентского совета по развитию физкультуры и спорта.
Он вручил книгу главе Минспорта и пожелал успехов в изучении английского языка.

http://www.interfax.ru/sport/483910

0

147

http://s2.uploads.ru/t/GKfjb.png
Пентагон вновь обвинил РФ в нанесении ударов по оппозиции, а не по боевикам ИГ

По словам Питера Кука, российская авиация якобы в основном действует в районах, не находящихся под контролем ИГ
Воздушно-космические силы (ВКС) России преимущественно атакуют в Сирии оппозиционные группы, а не боевиков террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ). Это утверждал во вторник пресс-секретарь Пентагона Питер Кук, выступая на регулярном брифинге для журналистов.
"В моем понимании, большая часть ударов по-прежнему направлена против оппозиционных групп", - сказал представитель американского оборонного ведомства. По его словам, российская авиация якобы в основном действует в районах, не находящихся под контролем ИГ. Кук при этом признал, что "были случаи", когда самолеты ВКС действовали над территориями, удерживаемыми ИГ.
Отвечая на вопрос о том, каких успехов благодаря действиям России достигли правительственные сирийские войска, Кук не стал приводить точных данных, однако констатировал, что сирийской армии действительно удалось отбить у исламистов ряд районов.

http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2509735

0

148

http://s3.uploads.ru/t/46dom.png
Джулиан Ассанж выступит на международной конференции RT 10 декабря

Основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж 10 декабря по видеосвязи из посольства Эквадора в Лондоне примет участие в конференции «Информация, политика, СМИ: формирование нового миропорядка», посвящённой десятилетию телеканала RT.
10 декабря разоблачитель Джулиан Ассанж, чьё эксклюзивное интервью-шоу на телеканале RT стало призёром New York Festivals, примет участие в сессии «Личная свобода или безопасность: информация в эпоху глобальной террористической угрозы» в рамках международной конференции телеканала RT в Москве.

Подробнее

На дискуссионной сессии, помимо основателя WikiLeaks, выступят бывшие сотрудники ЦРУ Филип Джиральди и Рэймонд Макговерн, а также историк и писатель Грегори Копли. Модерировать сессию будет один из самых популярных радиоведущих США, автор многочисленных бестселлеров и ведущий программы The Big Picture на канале RT America Том Хартман, признанный журналом The Nation самым влиятельным человеком США в сфере медиа в 2014 году.
Конференция RT «Информация, политика, СМИ: формирование нового миропорядка» соберёт общественных и политических деятелей, экспертов и руководителей СМИ со всего мира, чтобы обсудить актуальные проблемы международной политики.
Она начнётся в 09:30 мск в отеле «Метрополь». Полная программа конференции и регистрационная форма участников доступны на сайте http://conference.rt.com/ru.
Напомним, телеканал RT запустил вещание из студии в Москве 10 декабря 2005 года. За 10 лет канал вырос до глобальной новостной телесети, сигнал которой круглосуточно доступен 700 млн зрителей в более чем 100 странах мира на английском, арабском и испанском языках, а также онлайн на русском, немецком и французском.
RT — победитель международного фестиваля в Монте-Карло в номинации «Лучший 24-часовой эфир» и единственный российский телеканал, трижды номинированный на премию International Emmy в категории «Новости». Также это новостная сеть №1 в мире на YouTube с более чем 3 млрд просмотров.

https://russian.rt.com/article/135360

0

149

Групповой пуск крылатых ракет «Калибр» подлодкой «Ростов-на-Дону» по объектам террористов в Сирии

0

150

http://geo-politica.info/template/logo.jpg
Проливы и "сирийский экспресс": что могут сделать турки? Слово морским волкам.

Резкое обострение российско-турецких отношений, вызванное гибелью 24 ноября 2015 года российского фронтового бомбардировщика Су-24М от ракеты турецкого истребителя, заставило мировые СМИ снова заговорить о проблеме Черноморских проливов. Не прошли мимо темы Босфора с Дарданеллами и отечественные масс-медиа.

«Турки могут закрыть для России проливы!», «Анкара проводит учения по блокированию Босфора!», «Османы заперли дорогу в Средиземное море!», «У входа в Босфор скопились российские суда, которые не пускают в проливы!» — вот лишь небольшая подборка заголовков, за последнюю неделю мелькавших на страницах отечественных газет и интернет-ресурсов.
http://geo-politica.info/upload/editor/news/2015.12/56670ca121aa4_1449594017.jpg

Подробнее

Проблемы, подстерегающие Россию в случае запрета пользования проливами, очевидны. Прежде всего, это невозможность транспортировки из черноморских портов за рубеж важных грузов — нашего зерна, металла, удобрений, нефти, а также значительный рост плеча снабжения группировки наших ВКС в Сирии.

Над этими нюансами, равно как и над самой возможностью закрытия для нас проливов, всю последнюю неделю непрерывно ломали копья знатоки разной степени авторитетности: от профи-юристов до так называемых диванных экспертов. Федеральное агентство новостей решило обратиться с вопросами о проливах не к теоретикам, а к практикам. То есть, к морякам.

Как наш ВМФ ходит через проливы

— Можно ли кратко прокомментировать значение для РФ Черноморских проливов и порядок прохода через них наших военных кораблей?

Павел Вишняков, капитан 1-го ранга запаса, в прошлом — флагманский штурман 130-й бригады противолодочных кораблей, заместитель начальника штаба 2-й дивизии противолодочных кораблей по боевой подготовке:

— Считаю, в наше время проливы уже потеряли свое стратегическое значение. Но Черноморский флот они, конечно, по-прежнему запирают в Черном море. Ходят наши корабли через эту узкость уведомительным порядком. Порядок этот предусматривает оповещение турецких властей о проходе не менее чем за сутки. В штабе ЧФ уже давным–давно обходят это дело путем подачи ежедневного уведомления по стандартному образцу, включая в него все корабли первой линии постоянной готовности и корабли, находящиеся на боевой службе в Средиземке. В заявке указывается название и бортовой номер корабля.

— При каких обстоятельствах проливы, в соответствии с Конвенцией о режиме Черноморских проливов, могут быть закрыты для прохода российских военных кораблей и гражданских судов?

— Если говорить о торговых судах, то в соответствии со статьями 4, 5 Конвенции этот вопрос возникает, когда Турция является воюющей стороной. Коротко говоря, судам страны, воюющей с Турцией, будет запрещено проходить через проливы. Суда невоюющих стран проходят проливы только днем и по путям, определяемым в каждом отдельном случае.

Есть интересная формулировка статуса Турции как государства, «считающего себя под угрозой военной опасности» (статья 6). При объявлении этого статуса режим ужесточается следующим образом: лоцманская проводка обязательна, проход только по назначенным путям. Как это соотносится с судами страны, являющейся источником военной угрозы, Конвенцией не определено.

Ограничения, налагаемые на проход военных кораблей, также зависят от статуса Турции в войне. Так, если Турция не является воюющей стороной, то препятствий для прохода кораблей воюющих стран нет. Хотя туманные формулировки, связанные с обязательствами Турции по договорам о взаимной помощи, могут послужить основанием для ужесточения режима прохода военных кораблей.

В случае, если Турция является воюющей стороной, статья 20 Конвенции дает ей право без дополнительных объяснений и реверансов регулировать (запрещать) проход военных кораблей любых держав — черноморских или нечерноморских — по собственному усмотрению. То же право у нее возникает в случае «угрозы непосредственной военной опасности».

— Речь идет о статье 21 Конвенции. В ней сказано, что Турция может закрыть проливы в случае той самой «угрозы непосредственной военной опасности» для себя. Но если при этом корабли нашего Черноморского флота окажутся внутри проливов или в Средиземке, то турки обязаны будут дать им возможность вернуться в Черное море. Точнее, они обязаны будут это сделать, если за это проголосует Совбез ООН. Так?

— Так точно.

— Соответственно, если Штаты при этом наложат вето на результат голосования, турки с чистой совестью на статью 21 плюнут?

— Получается, так.

Можно ли закрыть проливы в обход Конвенции

— Есть ли у Турции возможность, не нарушая Конвенцию, но и не объявляя России войну, закрыть для нас проливы на достаточно продолжительное время? Например, объявив медицинский карантин или инсценировав ЧП на фарватере, последствия которого надо будет долго ликвидировать: разлив нефтепродуктов, угроза экологии и т.п.?

Иван Анисимов, в прошлом — пловец ПДСС (противодиверсионные силы и средства) и рулевой-сигнальщик атомной подводной «Щуки» проекта 671РТМК:

— Карантин, по Конвенции, не повод для запрета прохода проливами. Там по статье 3 идет просто требование принять на борт санитарных надсмотрщиков при проходе. Если же говорить о ЧП… В случае ЧП придется перекрывать проливы для всех. Или придется признать, что упомянутое ЧП опасно только для российских судов, что есть нонсенс.

Евгений Ирза, капитан 1 ранга запаса, в прошлом — командир 2-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота:

— При желании турки, конечно, могут сделать всё, что угодно. Не объявляя войны, закрыть проливы, придумать какую-то экологическую катастрофу и т.п. Но нужен правдоподобный веский повод. Если «катастрофа», то такая, чтобы была «опасна» для всех, а не только для России. Ведь что значит перекрыть фарватер? Это значит, что никто не пройдет. А как тогда быть с проходом кораблей НАТО в Черное море?.. Нет, если решат закрывать, то, скорее, с помощью юридической казуистики.

Павел Вишняков:

— Я бы разделил ответ. С одной стороны, торговые суда могут быть ограничены в проходе в случаях необходимости обязательной остановки у санитарной станции и приема на борт санитарного надсмотрщика. Легко можно представить ситуацию, когда таковых не окажется в наличии, о чем вежливо будет сообщено по 16-му каналу. В случае сомнения в чистоте санитарного патента или обоснованности санитарной декларации, время можно затянуть до бесконечности, несмотря на упоминание в тексте статьи 3 «максимально возможной быстроты» санитарного осмотра.

С другой стороны, есть несколько условий беспрепятственного прохода военных кораблей. Не будем останавливаться на ограничениях суммарного тоннажа и количества кораблей, одновременно находящихся в проливах (до девяти) — при современном состоянии ЧФ нарушить эти ограничения практически невозможно. Основным условием, выполнение которого обязательно и строго отслеживается турками, является своевременное и полное предуведомление турецких властей о проходе. Оно подается дипломатическим путем и содержит сведения о месте назначения, названиях, типе и количестве кораблей, а также дате прохода в первоначальном направлении, а если возможно — то и при возвращении. Изменение даты прохода должно быть предуведомлено не менее чем за три дня.

Дата прохода действует в течение пяти дней, то есть, объявив дату прохода 10 декабря, мы можем пройти и 11, и 12, и 13, и 14 декабря. При подходе к проливам начальник отряда без остановки уведомляет станцию о точном количестве кораблей отряда. При проходе кораблям запрещается использовать авиацию и превышать время прохода. В случаях наличия на борту чумы, холеры, желтой лихорадки, сыпного тифа и оспы необходимые профилактические меры должны применяться судовыми средствами, которые исключают возможность заражения проливов.

Очевидно, что возможности турецкой стороны ограничить российской стороне транзитное судоходство и военное мореплавание с помощью положений Конвенции Монтре существенно ограничены.

А теперь о неконвенциональных ограничениях. Еще в 1982 году Турция в одностороннем порядке объявила Регламент порта Стамбул, распространив его на всю зону проливов. После возражений ряда стран турки объявили его действующим только для турецких судов и иностранных судов, заходящих в турецкие порты, расположенные в проливах.

В 90-е годы турецкое правительство неоднократно пыталось ограничить проход нефтяных танкеров через проливы, вынудив тем самым Россию и другие страны региона согласиться с транспортировкой каспийской нефти через трубопроводы, проложенные по территории Турции.

В 1994 году Турция вынесла на сессию Международной морской организации (IMO) документ «Регулирование морского судоходства в проливах Турции и районе Мраморного моря» (Регламент судоходства в проливах). Этот документ основан на требованиях международных конвенций и Регламенте порта Стамбул 1994 года. В результате широкой дискуссии он был забаллотирован. Однако это не помешало Турции с 1 июля 1994 г. в одностороннем порядке ввести новые правила регулирования судоходства в Черноморских проливах, согласно вышеупомянутому документу.

Эти правила предусматривают право турецких властей приостанавливать судоходство в проливах при проведении строительных работ, включая подводные бурения, тушение пожара, научно-исследовательскую деятельность и спортивные мероприятия, акты спасания и оказания помощи, мероприятия по предотвращению и устранению последствий загрязнения морской среды, операции по расследованию преступлений и аварий и в других подобных случаях, а также право турецких властей вводить обязательную лоцманскую проводку там, где они сочтут необходимым.

Турецкие нововведения коснулись, во-первых, кораблей длиной свыше 200 м — они должны проходить проливы в светлое время суток и обязательно с турецким лоцманом (это, как правило, танкеры или военные корабли ВМФ РФ). Во-вторых, турецкие власти имели право проводить досмотр торговых судов, прежде всего танкеров, на предмет их соответствия национальным и международным эксплуатационно-экологическим стандартам. В-третьих, были введены штрафы и другие санкции за несоблюдение этих стандартов — вплоть до отправки судна обратно, ограничения стоянки (заправки) в примыкающих портах и др. В-четвертых, для проблемных судов и грузов стоимость лоцманской проводки и портовой стоянки были повышены в несколько раз.

Кроме того, Турция в 1998 году в одностороннем порядке ввела в действие новые правила судоходства в проливах, которые предусматривают существенные ограничения транзита крупных нефтеналивных судов.

Надо сказать, данные правила отражают стремление Турции к пересмотру основополагающего понятия «международные проливы» и замены его в отношении Черноморских проливов на статус внутренних и даже внутрипортовых вод. В частности, вместо названий «пролив Босфор» и «пролив Дарданеллы» в Регламенте применены названия «пролив Стамбул» и «пролив Чанаккале».

Отметим, корабли и суда ВМФ РФ никогда не выполняли требования этих односторонних документов в части обязательной лоцманской проводки, но с требованием прохода проливов в светлое время нам пришлось вынужденно согласиться — реакция турецкой стороны на попытки его несоблюдения была чрезвычайно острой…

В октябре 2002 года властями Турции была объявлена новая инструкция о применении правил судоходства. Появились понятие «судно с опасным грузом» и необходимость оповещения о его проходе за 72 часа, а также из режима плавания было исключено правило 9 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года (плавание в узкости), целиком и полностью соответствующее театру Черноморской проливной зоны. Взамен него турецкая сторона применила правило 10(b) — плавание по системам разделения движения, рассчитанное на обстоятельства, исключающие навигационные опасности (мели, критичная близость берегов и т.п.). Кроме того, декларируется возможность ограничения движения всех судов и кораблей по причинам иным, нежели форс-мажор, — например, в связи со спортивными мероприятиями.

Резюмируя, можно сказать, что внутреннее законодательство Турции позволяет руководству страны затруднить, а в некоторых случаях и ограничить транзитное перемещение в Черноморских проливах как торговых судов России, так и ее военных кораблей. Отмена этих ограничений в каждом конкретном случае будет сопряжена с напряженной дипломатической и военно-дипломатической деятельностью, причем это может затянуться на весьма ощутимое время — до нескольких суток. Нарушение требований Конвенции Монтре будет осуждаться мировым сообществом, но и только.

— Правильно ли будет считать, что Турция упомянутыми регламентами и прочими внутренними документами вступила в противоречие с Конвенцией ООН по международному морскому праву?

— Да, вступила. Но она же ее и не подписывала.

Возможные провокации турок

— Итак, у Турции есть гипотетическая возможность, не нарушая Конвенцию Монтре, но и не объявляя войны России, затруднить для наших кораблей движение в зоне проливов. А то и вовсе эти проливы для нас закрыть. Будет ли Турция, по вашему мнению, реализовывать эту возможность в случае дальнейшего обострения российско-турецких отношений?

Иван Анисимов:

— Разумеется. Считаю, что шумиха в СМИ вокруг этого вопроса инспирирована как раз турками, чтобы прощупать реакцию общества на возможное перекрытие проливов.

Павел Вишняков:

— Считаю абсолютно реальными подобные действия Турции. Даже в обстановке начинавшегося в 90-е годы политического сближения после многих лет противостояния в Холодной войне Турция не упускала случая затруднить проход корабля ВМФ РФ, чему я неоднократно был свидетелем. Бывший главнокомандующий ВМФ Феликс Громов в 1993 году совершил официальный визит в Турцию, одной из главных целей которого были именно консультации, связанные с этими затруднениями. Когда он делился личными впечатлениями от этого мероприятия, можно было понять, что цели этих консультаций достигнуты не были.

— Не в качестве ли «ответки» за это турецкие официальные представители тогда наткнулись в кают-компании нашего корабля на портрет адмирала Ушакова, не раз бившего турок, и получили в подарок модель российского брига «Меркурий», прославившегося, опять же, в бою с турками?

— Я бы не сказал, что это была «ответка»… Скорее — стечение случайных обстоятельств. Но такое было, да.

— Насколько велика, по-вашему, в данный момент вероятность турецких провокаций против российских военных кораблей и гражданских судов, проходящих проливы? Если велика, то в чем могут выражаться эти провокации? Задержка разрешения на проход проливов, опасное маневрирование с угрозой столкновения, требование принять досмотровую партию на борт гражданского судна?..

Иван Анисимов:

— Очень велика. Всё упомянутое вами турецкие власти уже делали ранее. Или пытались делать. Причем даже не в период обострения отношений, как сейчас.

— Ну да. Помнится, 10 апреля 2003 года при проходе проливов нашим большим десантным кораблем «Цезарь Куников» путь ему перед мостом Ататюрка преградил катер турецкой береговой охраны. После чего турки потребовали от БДК застопорить ход и предъявить корабль к осмотру. То есть, османы нацелились провести обыск боевого корабля иностранного государства, что, конечно, было уже за гранью… Командир БДК капитан 2 ранга Сергей Синкин сыграл боевую тревогу. На палубе залегли с оружием наизготовку наши морпехи, а носовая 57-мм «спарка» взяла катер на прицел. После чего, не меняя курса, «Куников» пошел на таран. Тут нервы у турок не выдержали, и они сбежали, очистив фарватер. Впрочем, давайте вернемся к вопросу о возможных сейчас турецких провокациях.

Павел Вишняков:

— Разделим понятия «провокации» и «затруднения». Затруднения, как я уже сказал, будут организовываться на основе упомянутых выше норм законодательства Турции, не признанных IMO и международным сообществом. Это ожидаемо и просчитывается. Думаю, уже приняты и реализованы определенные компенсирующие действия, имеющие как технический, так и организационный характер. Например, перевод гражданских сухогрузов, осуществляющих перевозки по планам операции ВКС в Сирии, под категорию вспомогательных судов ВМФ, что, в соответствии со статьей 10 Конвенции, распространяет на них правовое положение военного корабля в части правил прохода проливной зоны. Задержка разрешения на проход — это, видимо, и нужно отнести к «затруднениям» как категории нарушений правового режима проливов, установленного Конвенцией Монтре. И именно задержка, вполне вероятно, будет реализовываться без объяснения причин как на стадии документооборота, то есть при получении формального оповещения о получении предуведомления/заявки на проход военных кораблей, так и на стадии подхода к проливам и связи с турецкой станцией.

Провокации же не имеют правовой основы, даже такой сомнительной, как Регламент порта Стамбул. Опасное маневрирование, требования остановиться, задержать движение для приема досмотровой партии в том числе, пролет вертолета, беспилотника на недопустимо малых высотах, их зависание на курсе корабля, обнаружение работы стрельбовых РЛС береговых ракетных и артиллерийских комплексов — всё это, без сомнения, возможно. Корабли ВМФ РФ неоднократно сталкивались с подобными вещами. Имеется богатый опыт, передаваемый из поколения в поколение, который позволяет заранее продумать действия в этих случаях. Этот опыт реализуется как в приказах, наставлениях, руководствах, так и в вербальной форме — при инструктажах командиров/капитанов, во время корабельных учений по плаванию в узкости, учений расчетов «ГКП-БИЦ-штурман».

Например, многочисленные рассказы офицеров еще советского ВМФ о вертолетных провокациях со стороны сил НАТО, как правило, заканчивались описанием живописной картины выстрела из ракетницы в сторону провокатора, после чего следовала довольно быстрая его ретирада. Опасное маневрирование вполне компенсируется бдительным несением сигнальной вахты и иными мероприятиями, предусмотренными статьей 155 Корабельного устава ВМФ, начинающейся со слов «Плавая в узкостях, вблизи опасностей…»

Турецкий флаг на русской мачте

— Судя по фотографиям, корабли нашего ВМФ, ранее исправно поднимавшие при проходе проливов государственный флаг страны пребывания, теперь это делать перестали. Подъем при проходе проливов турецкого флага для командира нашего корабля — это дело добровольное или же, согласно международным законам, обязательное?

Игорь Рябко, капитан 1 ранга, в прошлом — командир российского экипажа построенного в РФ для Индии авианосца «Викрамадитья»:

— Что касается флага, то это морской этикет и церемониал. Отсутствие турецкого флага на мачте наших кораблей следует читать так: «Вы никто, и звать вас никак!»

Павел Вишняков:

— Подъем флага иностранного государства военным кораблем при его нахождении в территориальных/внутренних водах этого государства не регламентируется международным морским правом, а является традицией, соблюдение которой необязательно. В случаях, когда корабль совершает официальный визит, данное обстоятельство специально оговаривается по военно-дипломатическим каналам.

По боевой готовности №1

— Понятно, что при проходе проливов на российских военных кораблях служба несется в усиленном режиме. В чем это «усиление» обычно выражается? Увеличивается количество вахты на верхней палубе? Увеличивается число сигнальщиков? На верхней палубе выставляются посты из числа морских пехотинцев? Объявляется боевая тревога? В чем?..

Игорь Рябко:

— Усиление охраны корабля — это решение каждого командира отдельно, в зависимости от угроз в конкретный период времени.

Павел Вишняков:

— Проход международных проливных зон кораблями ВМФ РФ осуществляется по боевой готовности №1 в варианте корабельного расписания «Плавание в узкости». В соответствии с этим расписанием, усиливается сигнальная вахта, выставляется впередсмотрящий, несется вахта на отдаче якорей, запускаются резервные и аварийные устройства управления кораблем. Кроме того, выставляется так называемая «вахта бдительности» — у всех люков и дверей, ведущих на верхнюю палубу из внутренних помещений, стоят вахтенные. В зависимости от характера (дружественный/недружественный) зоны могут выставляться и вооруженные вахтенные на верхней палубе, ведущие наблюдение за водной акваторией вокруг корабля. Это могут быть и морские пехотинцы при их наличии на борту, или матросы из корабельных боевых частей — как правило, БЧ-3 (минно-торпедная боевая часть). Характер тревоги — боевая или учебная — определяется командиром корабля или старшим на борту. Боевая служба является выполнением боевой задачи, поэтому объявление боевой тревоги вполне логично и обосновано.

Наш БДК и вахтенный с ПЗРК

— Вернемся к уже прославившемуся «дружбой» с турками «Куникову». Совсем недавно в интернете появились фотографии этого БДК, проходящего Босфор с находящимся на надстройке корабля членом экипажа, вооруженным ПЗРК. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу уже объявил это провокацией Москвы и чуть ли не актом агрессии со стороны России. Насколько ПЗРК на надстройке корабля укладывается в штатный режим прохода нашими военными кораблями проливов? Не нарушает ли это Конвенцию о режиме Черноморских проливов?

Иван Анисимов:

— В штатный режим это явно не укладывается. Хотя бы потому, что ранее такого на наших кораблях в проливах замечено не было. Но и прямым нарушением Конвенции Монтре вахтенный с ПЗРК тоже не является.

Павел Вишняков:

— Конвенция не упоминает подобные действия. Впрямую там есть запрещение использовать летательные аппараты с военных кораблей. Однако подобное действие (выставление вахтенного с ПЗРК) можно трактовать как нарушение общепринятых норм, определяющих правовое положение военного корабля в территориальных/внутренних водах иностранного государства, и может быть истолковано как нарушение духа Конвенции Монтре. Предполагается, что право мирного прохода, реализуемое, в частности, в предельно простом порядке следования военных кораблей РФ Черноморскими проливами (по Конвенции Монтре), исключает подъем пусковых установок ЗРК/РК, развороты артиллерийских установок, изменение угла возвышения орудий, подачу бомб на направляющие РБУ и т.д. Думаю, что появление в открытую вахтенного с ПЗРК наизготовку — недосмотр старпома. Он (вахтенный ПВО с ПЗРК) есть всегда — и не один, — но должен нести вахту в недоступном для посторонних глаз месте.

— Федеральное агентство новостей благодарит всех участников этой беседы и желает вам семь футов под килем!

http://geo-politica.info/prolivy-i-siri … olkam.html

0


Вы здесь » ГНЕЗДО ПЕРЕСМЕШНИКА » Россия, Украина и мир: политика и аналитика. Архив » Россия, Украина и мир: политика и аналитика 84