В четверг был опубликованы 34-страничный доклад с подробностями предлагаемой реформы. Согласно документу, изменения, в частности, распространяются на задолженность перед суверенными кредиторами, которая не была урегулирована в рамках Парижского клуба.
Однако для сохранения доступа к кредитам МВФ государство-должник должно выполнить ряд условий, в том числе предпринять "добросовестные усилия" по реструктуризации задолженности.
Новые правила подталкивают за стол переговоров и российскую сторону, поскольку в них МВФ пытается предотвратить задержку реализации кредитных программ несогласными с реструктуризацией кредиторами.
"В целом, мы хотим, чтобы долги погашались вовремя, - заявил в ходе пресс-конференции в четверг генеральный юрисконсульт МВФ Шон Хейген. - Мы хотим попытаться избежать просроченной задолженности". Хейген отказался комментировать российско-украинский вопрос.
Предполагается, что исполнительный совет МВФ, насчитывающий 24 члена от 8 стран с наибольшими квотами в фонде, будет проводить оценку соответствия каждого отдельного случая трем критериям. К ним относятся следующие: срочная помощь со стороны Фонда является принципиально важной, и страна-должник следует всем требованиям программы МВФ; заемщик предпринимает добросовестные попытки достичь соглашения с кредитором в рамках параметров, установленных программой фонда; решение предоставить финансирование не повлечет нежелательные негативные последствия для возможностей МВФ мобилизовать средства от официальных кредиторов.
Официальный кредитор также может предоставить МВФ разрешение на продолжение сотрудничества с его должником. В таком случае исполнительный совет фонда не будет проводить оценку соответствия указанным трем критериям.
В то же время Фонд будет продолжать стимулировать стороны к скорейшему достижению соглашения.
Кроме того, могут быть чрезвычайные ситуации, когда чрезвычайные условия не позволяют должнику вести добросовестные переговоры по урегулированию официального долга. В этом случае Фонд может предоставить стране-члену финансирование в рамках механизма ускоренного кредитования (Rapid Credit Facility).
В документе подчеркивается, что страна-должник "должна проявить готовность к урегулированию вопроса с официальными кредиторами независимо от частных кредиторов". Этот момент может создавать определенные сложности для Украины, которая подталкивает РФ к принятию тех же условий, что предложены частным кредиторам.
Как сообщалось, после изменения указанной политики определение МВФ статуса долга Украины перед Россией на $3 млрд - коммерческий или официальный - может повлиять на будущие выплаты по программе расширенного финансирования (Extended Fund Facility Arrangement, EFF) для Украины.
МВФ к настоящему времени еще не определился со статусом вышеуказанного еврооблигационного займа в соответствии со своей методологией, несмотря на то, что Украина считает его таким же, как и любой другой долг по еврооблигациям.
В среду министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что Россия планирует обратиться в суд в случае невыполнения Украиной обязательств по погашению долга перед РФ на $3 млрд по истечении 10-дневного срока с официальной даты погашения 20 декабря.
Он отметил, что это единственно правильный путь для России, если со стороны Украины и со стороны партнеров по МВФ не будут приняты решения по предложению РФ по урегулированию долга.
Последний раз МВФ менял политику по кредитованию стран, имеющих просроченную непогашенную задолженность, в 1989 году. Тогда им был разрешен доступ к кредитам фонда в случае дефолта по обязательствам перед коммерческими кредиторами.