ИГИЛ и Афганистан
Как отмечает в своей статье проживающий в Чехии журналист Мартин Бергер, в последнее время участились публикации различных мировых СМИ о том, что в Афганистане заметно расширяется влияние радикального движения «Исламское государство» (ИГ), вступившего в открытое противоборство с «Талибаном».
В частности, о проникновении в Афганистан террористов ИГ, которые ведут там активную радикальную пропаганду, развертывают лагеря подготовки боевиков, недавно написала британская газета The Independent. Другое издание — The Times известило о том, что ИГ осуществило крупное наступление в четырех районах Афганистана, около 1600 боевиков ИГ, практикуя безжалостные методы, как в Ираке и Сирии, установили контроль над частью районов страны, что привело к массовому бегству оттуда местных жителей.
Подробнее
Ряд западных экспертов, подчеркивая, что целью террористов ИГ является создание новой провинции «халифата» на границе с Пакистаном, связывают «успехи» ИГ с уходом американских и британских войск из Афганистана, стремясь тем самым склонить общественность к более широкой поддержке продления и даже расширения присутствия американских военных в этой стране.
Вместе с тем ряд афганских и западных экспертов называют «Талибан» и ИГ «двумя сторонами одной монеты».
У некоторой части экспертного сообщества укрепилось мнение, что уже скомпрометировавший себя проект под названием «Талибан» (над созданием которого в прошлые годы активно работали США, как и над проектом «Аль-Каиды») изжил себя и должен уйти со сцены. Он должен уступить место другому проекту под названием «Исламское государство», также являющемуся американским «творением». Ведь нельзя забывать, что «Талибан» — организация, близкая ИГ по идеологии, конечной цели и методам ее достижения. В 90-х гг. талибы также, как сегодня ИГИЛ, оскверняли неисламские исторические памятники, в частности разрушив гигантские статуи Будды в провинции Бамиан. Талибы также укрывали сторонников мирового джихада, совершали публичные казни (например, на Кабульском стадионе) и практиковали насильственное выселение и сожжение домов жителей регионов Афганистана, оказывающих талибам вооруженное сопротивление. Сегодня эту тактику, призванную закрепить власть посредством страха и насилия, взял на вооружение ИГ.
Нельзя также забывать и то, что лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади в 80-е годы проходил подготовку в лагерях моджахедов в Афганистане, а бывший шеф пакистанской разведки ISI Хамид Гуль в одном из интервью агентству «Анталия» утверждал, что лично видел его в лагере моджахедов в Афганистане в 1988 г. Усама бен Ладен, Абу Мусаб аз-Заркави, аль-Багдади и другие активные члены террористических организаций поддерживали дружественные отношения с лидерами моджахедов и тесно сотрудничали с ними. По данным афганских СМИ, Абу Бакр аль-Багдади при режиме «Талибан» одно время даже возглавлял управление безопасности провинции Герат, затем в районе Ислам-Кала был создан тренировочный лагерь, где проходили подготовку более двух тысяч боевиков. Известно также, что при правлении «Талибана» в Афганистане были созданы и другие лагеря, где тренировались тысячи международных террористов, абсолютное большинство которых были арабами. Связи с ИГ имеет также и ряд других полевых командиров «Талибана». Кроме того, освобожденные именно из американских тюрем Гуантанамо и Баграма талибы в различных провинциях Афганистана теперь занимаются сбором помощи в пользу ИГ и рекрутированием боевиков в его ряды.
В указанных условиях, отмечает автор, вместо тезиса «о расширении влияния радикального движения ИГ на Афганистан», активно используемого рядом западных СМИ в последнее время, более корректно говорить о развитии Западом и, прежде всего, Соединенными Штатами проекта «Исламского государства» на территории Афганистана, для его использования в расшатывании устоев стран Центральной и Средней Азии, России, Китая по уже опробованному пути на примере событий в Ираке, Сирии и в целом на Ближнем Востоке.
http://journal-neo.org/2015/12/13/isil-in-afghanistan/