Так было до той поры, пока кому-то не пришло в голову связать деньги, лежащие на заграничных счетах с финансированием терроризма, коррупцией и отмыванием незаконно нажитых капиталов.
Борьба против коррупции и терроризма в борьбе за чужие деньги — козырь беспроигрышный. Это на себе уже ощущают не только Панама, остров Мэн, Сейшелы, Кайманы и т.д. — вся та мелочь, которая оффшорный статус хотя номинально и сохраняет, но термин «банковская тайна» при этом вычеркнула из лексикона своих финансовых структур уже давно и навсегда. Настала очередь более крупных игроков, и Швейцария — первая среди них.
6 мая 2014 года 47 стран мира подписали документ о принципиальном согласовании «Общего стандарта отчетности» (Common Reporting Standard или сокращенно CRS), проекта договора об «автоматическом обмене информацией о доходах и имуществе резидентов стран-участниц соглашения». Государства-подписанты должны будут «систематически и автоматически предоставлять друг другу исчерпывающую информацию о состоянии банковских счетов граждан-резидентов этих стран». Выражаясь более понятным и менее бюрократическим языком: финансовые данные, которые, скажем, Испания, могла получить от, к примеру, Люксембурга только по официальному запросу, подтвержденному высокими юридическими инстанциями, теперь будут поступать к заинтересованным ведомствам из-за границы сами. Без напоминаний и утомительной беготни любопытствующих по инстанциям в стремлении выбить постановление суда или документ о возбуждении уголовного дела в отношении интересующего их лица.
Все это, естественно, было обставлено красивыми словами о пресечении уклонения граждан от уплаты налогов с помощью вывода средств за рубеж. Точно также, в автоматическом режиме налоговые органы Великобритании, Германии, Франции и остальных 44 стран будут снабжаться информацией об имеющихся у их граждан за границей объектах недвижимости, акциях компаний, облигациях и т.д.
12 июля 2015 г. страны-инициаторы (к этому моменту их уже насчитывалось 53) подписали Многостороннее соглашение об автоматическом обмене информацией на основе статьи 6 Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах.
По данным испанского аналитического издания El Confidencial, в настоящий момент интерес к проекту проявили и даже выразили предварительное согласие присоединиться к нему уже около 80 государств. И около 100 — отказались в нем участвовать.
CRS вступит в законную силу в 2017 году, следовательно, обмен информацией между подписантами начнется в 2018 году, когда добросовестные налогоплательщики подадут свои декларации о доходах и засвидетельствуют наличие у них недвижимой собственности.
На нежелание принимать участие в CRS, проявленное со стороны Бахрейна, Вануату, Науру вряд ли кто обратит внимание. Кроме тех, кто лихорадочно изучает сейчас возможности переброски своих средств из потенциально прозрачных мест в те, что пока свое «нижнее банковское белье» всему миру демонстрировать не склонны. Есть уверенность в том, что очень скоро эти заинтересованные лица обнаружат, что самым подходящим местом, куда надо переводить деньги из Женевы, Цюриха или Лозанны, является Нью-Йорк.
По словам представителя Государственного секретариата Швейцарии по международным финансовым вопросам Анн Сесар (Anne Cesard), «США пока отказываются присоединяться к CRS, хотя и обещают, что может быть войдут в состав участников организации в будущем».
«Отказ Вашингтона означает, что у него руки свободны, а у нас — связаны, — приводит слова Сесар El Confidencial. — Принятое нами соглашение в таком случае обречено на неудачу».
Несгибаемый борец с коррупцией и финансированием терроризма Барак Обама уже нашел подходящую формулировку, которая позволяет ему объяснить, почему Штаты не хотят входить в CRS. И при этом, с одной стороны, не поставить свою державу в один ряд с Вануату и Науру, а с другой — не вызвать возмущения и недовольства у своих постоянных партнеров, уже доверившихся друг другу.
Во-первых, по его словам, «республиканцы, используя свой политический вес, могут заблокировать в Конгрессе любую инициативу, обязывающую банки обмениваться клиентскими данными в большей степени, чем это сейчас происходит». А во-вторых, пояснил президент-демократ, «мировое сообщество уже имеет механизм, называемый FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act — Закон налоговой отчетности зарубежных счетов — прим. ИА REGNUM) уже предполагающий возможность обмена фискальной информацией между странами, но не в автоматическом режиме».