На самом деле, как известно, все морские суда имеют страховку, которая предписывает водить суда определенным манером и по утвержденным правилам. Если слушать, что пишет пресса, то турецкий экипаж как раз создавал критическую ситуацию. То есть, турецкое судно нарушало правила, по которым и было заключено страховое соглашение со страховой компанией. Теперь, если окажется, что все это происходило на самом деле, то страховая компания может серьезно удорожить страховые платежи турецкого судовладельца. Поэтому-то теперь судовладелец и заявляет, что ничего подобного не было. Впрочем, теперь он может что угодно заявлять, его платежи непременно вырастут процентов на 10-20. Собственно говоря, это не инициатива Эрдогана и не его приказ. Это желание обиженных турков мелко напакостить России. Как можно, не очень громко и не очень достойно, хоть как-нибудь, но нагадить. Турки, вообще-то, в этом смысле именно такие. Таков патерн в их поведении. Это, кстати говоря, не только их традиции, это некое общепринятое коварство народов, проживающих в том регионе земного шара. Вспомните, как все происходило в случае противостояния Ирана и США. Сколько бы Обама не грозил Ирану, но Иран так и не останавливался и на каждое заявление США, продолжал делать некие поступки, которые можно однозначно характеризовать как «дерганье тигра за усы», но начать военную операцию из-за этого, разумеется, нельзя. Вот так, действуя на грани фола, Иран троллил Обаму, и, в конце концов, Обама понял, что он лично ничего не выигрывает таким образом, а уж США совершенно точно на этом теряют. Никому в мире не удалось бы объяснить, что нужно бомбить Иран, потому что он обзывается. К тому времени уже все и забыли, что главной темой, в общем-то, была иранская ядерная программа, но выглядело все так, что это простая свара мелочных людей. Из-за этого войны начинают только неуравновешенные дураки. Обама побоялся, что в таком дураке весь мир легко узнает его.
Теперь, кажется, события повторяются, и теперь уже Турция считает, что она сможет так же протроллить Путина, и он не посмеет прислать ответку за содеянное. Однако это они хотят так представить ситуацию, вроде бы одинаковую с той, о которой мы только что сказали, но разница тут все же есть. Иранцы не сбивали американского самолета, и не убивали его пилотов. Согласитесь, разница существенная. Иран в этом смысле оказался умнее, но и противник у него был брутальнее. Трудно даже представить, что было бы, если бы Иран сбил американский самолет, убил пилота, а потом еще и издевался над трупом летчика. В этом смысле турки гораздо глупее персов. Вообще говоря, Турция и как нация более жидкая и даже дешевая живая среда, чем все тот же Иран. Таким образом, Эрдоган ставил перед собой совершенно невыполнимую задачу.
В данном случае речь идет о стремлении обратить Турцию в региональную державу. Именно это хотел сделать Эрдоган в отношении стран, которые окружают его страну. Не всё, но что-то Эрдогану бы конечно удалось, потому что Сирия объективно слабее Турции, да и Ирак в его нынешнем состоянии — тоже, но вот Иран, это совсем другая история. Кстати говоря, есть предложение Ирана стать посредником в делах Турции и России. Это некая такая восточная насмешка над Турцией. Вроде «Вы же сами не можете, у вас ума не хватает!». Уверен, что Турция не примет предложение Ирана, если уже только у Эрдогана совсем крышу снесет.
Но все, это так сказать пол-сказки, а вот вторая половина выглядит более необычно. Что вообще говорят сейчас турки? Чего они ожидают от действий Эрдогана? Как известно, последние выборы в Турции, не дали того результата, на который Эрдоган надеялся. Его не поддерживают турки так, как например русские поддерживают Путина. И вот тут начинается некий момент раскачивания ситуации. Турки ждут, что их президент не хуже российского и может начать решительно действовать. Турецкий флот раза в четыре больше российского. Почему же не использовать это преимущество? Тем более, что проливы тоже под Турцией, можно же русских прищучить!
И вот тут получаются первые неприятности для Эрдогана. Все дело в том, что ситуация не может оставаться в подвешенном состоянии, ибо для Турции это явно остановиться на эскалаторе, идущем вниз. Так скатывается сейчас турецкий авторитет. Чтобы авторитет Турции не то что рос, но хотя бы не падал, Эрдогану нужно бежать вверх по идущему вниз эскалатору со всех ног. Именно с этим связано его заявление о восстановлении отношений с Израилем. Вообще-то, испортил отношения с Израилем сам Эрдоган, хотя формально виноват Израиль. Тогда Эрдоган тоже встал в позу. Теперь вокруг Турции нет государств-друзей. Нужно показать, что это не так.
Тем не менее, это никак не помогает на современном этапе. Сейчас, пытаясь восстановить отношения с Израилем, Турции и тут придется идти на поклон. То есть, вот эти амбиции Эрдогана будут и тут ущерблены. То есть, Эрдогану опять наступили на больной мозоль.
Это, между прочим, не только касается чувств Эрдогана, но и чувств Обамы. Да что там, всей Америки! Мы можем судить о таком положении вещей по американским СМИ. Вот посмотрите на картинку, которую своим читателям показывает одно из американских изданий:
На картинке показано, что в коалиции возглавляемой Соединенными Штатами существует такое соотношение самолетов/стран.
У кого есть сомнения в том, что США тут главные? Тем более что Обама вдруг заявил, что ИГИЛ лишился 40% контролируемой территории, в результате действий коалиции. России, вроде бы, как и не существует отдельно.
То есть, что мы видим сегодня, — это крушение имиджа Запада и особенно имиджа США. Про Турцию тут и говорить не приходится. Сейчас про имидж Турции Америке думать некогда. Сейчас Обама крайне озабочен невероятно слабым имиджем США. Что происходит с имиджем Турции, сегодня никого не волнует вообще. Кстати говоря, США хотели большего участия в борьбе против ИГИЛ со стороны Германии, но Меркель, как и ожидалось, прокатила загорелого джентльмена с Гавайев.
Кажется, всем нашим читателям известно мое предложение сбить 10 турецких самолетов за один сбитый русский СУ. Ваша реакция была обратной. Теперь, за последние двое суток Россия имеет два инцидента в море с Турцией. Если бы тогда Россия сбила турецкий самолет, возможно нынешних эпизодов в море и не было. Теперь мне хочется снова задать вам, друзья, вопрос: Считаете ли вы, сегодня, что тогда России нужно было бы сбить хотя бы один турецкий самолет?