Россия – друг Израилю или враг?
Выступая на Форуме Сабана в Вашингтоне, израильский министр обороны Моше Яалон раскритиковал администрацию Обамы, заявив, что выжидательная позиция США вынуждает страны Ближнего Востока обращаться к России.
По словам Яалона, в сирийском кризисе «Россия играет более существенную роль, чем Соединённые Штаты». «Нам не по душе, когда король Иордании Абдалла едет в Москву, египтяне едут в Москву, саудовцы едут в Москву. Соединённые Штаты должны играть более активную роль в нашем регионе», – заявил Яалон, добавив, что нынешнюю пустоту заполняют Россия, Иран и ДАИШ.
Если эта цитата действительно верна, она вызывает недоумение сразу с нескольких сторон. Что такого плохого Россия когда-либо сделала Израилю, чтобы ставить её в один ряд с Ираном и даже с ДАИШ? Не слишком ли много возомнил о себе маленький Израиль, чтобы определять вес двух мировых держав на Ближнем Востоке? И какого отношения может ожидать министр обороны от мировой державы, обращение к которой других стран «не по душе» Израилю?
А не путает ли Яалон сегодняшнюю Россию с Советским Союзом? Разве между странами нет тесных коммерческих, туристических и культурных связей, а в последнее время даже и военного сотрудничества? Не стоит забывать, что в недалёком прошлом премьер-министр Биньямин Нетаньяху посетил Кремль с дружественным визитом, Россия не запрещает иммиграцию в Израиль, и проживающие в России евреи с благодарностью отзываются о Владимире Путине за отношение к ним, которое он неоднократно открыто выражал.
Разумно предположить, что вовсе не случайно Израиль отсутствовал на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, в ходе которой Россия была осуждена за украинский вопрос. Неслучайно и то, что Израиль не присоединился к экономическим санкциям против России. Пусть Западу не понравилось, но это достойная политика, направленная на защиту интересов Израиля как страны, которая заботится также и о евреях всего мира. И всё это перечёркивается одним ничтожным заявлением?
США действительно являются настоящим другом Израиля, даже во время президентского срока Барака Обамы. Израиль и Америка настолько близки, что даже ссорятся как члены семьи, но это не даёт Тель-Авиву права читать Вашингтону морали о той роли, которую он должен играть на Ближнем Востоке по отношению к России. Разве между Израилем и администрацией Обамы не предостаточно других спорных вопросов, имеющих решающее значение для национальных интересов?
Конечно, и такая небольшая страна, как Израиль, должна стоять на страже своих интересов даже против мировой державы, однако в данной ситуации была пересечена линия допустимого. Тем более, что не совсем ясно, так ли вредно для Израиля вмешательство России, направленное на сохранение режима Башара Асада в некоторых частях Сирии. Разве лучше «Аль-Каида», «Фронт ан-Нусра» или ДАИШ? До сих пор в устранении оружия массового уничтожения Асада Путин был «ответственным взрослым», разрешившим кризис с одобрения Обамы.
Пытаясь понять высказывания Яалона (возможно, он знает что-то, чего не знает израильская общественность), сталкиваешься с противоположным заявлением Цахи Анегби, председателя Комитета Кнессета по внешней политике и обороне, которое появилось днём позже после речи Яалона. Оказалось, что Анегби не считает появление России на сирийской арене негативным явлением, даже напротив: «Очень важно, что ещё одна мировая держава нацелилась на борьбу с ДАИШ».
Остаётся только спросить, как эти два утверждения могли исходить от имени одного и того же государства. Не стоит также забывать о том, что Анегби выступает как выразитель мнения премьера – именно так его слова и надо воспринимать.
Следовательно, была попытка Нетаньяху уладить положение? Если это так, достаточно ли её? Или министру обороны, который известен своей честностью и гражданским мужеством, придётся потрудиться, чтобы исправить свою опасную оговорку?