Затем украинский корабль направился на объекты Черноморнефтегаза, находящиеся на Голицынском газоконденсатном месторождении, где «осуществил их фото- и видеосъемку».
«Для обеспечения безопасности судокоманды «Тавриды», а также защиты и охраны экономических интересов Российской Федерации в данный район был направлен пограничный сторожевой корабль второго ранга «Аметист» Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым. Прибыв в район Одесского и Голицынского месторождений, «Аметист» обнаружил рядом с СПБУ два военных корабля ВМС Украины», – заявили в погрануправлении
Сейчас российский сторожевик продолжает патрулирование района Черного моря, где работает Черноморнефтегаз, для обеспечения «экономических и иных законных интересов России».
В то же время пресс-секретарь украинской госпогранслужбы Олег Слободян прямо заявил, что украинские корабли «наблюдают» за районом: «Наши корабли там ведут наблюдение. Отслеживаем обстановку», – сказал Слободян РИА «Новости».
Бывший главком Черноморского флота, первый заместитель главнокомандующего ВМФ Игорь Катасонов заявил газете ВЗГЛЯД, что у Украины просто нет сил на море, которые могли бы угрожать интересам России. «Это больше попытка подчеркнуть свою значимость, повлиять на события в регионе, – сказал он. – А то, что это происходит в международных водах, за пределами территориальных вод Украины, – это бесполезное и неправовое мероприятие, нарушение норм международного морского права. Это комариные укусы. Но если что-то понадобится, то Черноморский флот во всей своей мощи сможет противостоять любым попыткам со стороны как Украины, так и НАТО».
По его мнению, в нынешней обстановке российскому командованию достаточно держать в районе лишь сторожевые катера.
«С помятым носом в нейтральные воды вышвырнут»
Губернатор Севастополя Сергей Меняйло заявил по этому поводу, что любая попытка угрожать экономическим интересам России в водах Черного моря не останется безнаказанной.
«Если кто-то себя тешит мыслью, что можно безнаказанно войти в наши территориальные воды и угрожать экономическим интересам, то все закончится, как в известной пословице «Любопытной Варваре нос оторвали»: или с помятым носом в нейтральные воды вышвырнут, или, как говорят в Одессе, «жди решения суда: суровое, но справедливое», – приводит слова Меняйло ТАСС.
Губернатор добавил, что в случае обострения ситуации на усиление сторожевого корабля Погранслужбы прибудут корабли Черноморского флота.
Глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что не видит никаких угроз со стороны Украины для буровых платформ Черноморнефтегаза. «России военной силой никто угрожать не может. Ну, прошли мимо эти корабли, завтра еще кто-то пройдет. Мы вообще на это не реагируем. Никакой угрозы я лично не вижу. Ну кто может России угрожать? Тем более Украина, не смешите меня», – попросил он.
Спикер Госсовета Крыма Владимир Константинов, однако, заявил, что опасность действий Украины, корабли которой были замечены около буровых платформ Черноморнефтегаза, нельзя недооценивать. «Правительство Украины очень серьезно экстремистское. Пока они будут у власти, от них можно ожидать все что угодно, мы постоянно об этом говорим. Люди, которые с автоматами захватили власть, у них мышление совершенно другое», – отметил Константинов.
Несогласный Киев
Черноморнефтегаз до 17 марта 2014 года принадлежал «Нафтогазу Украины», а после возвращения Крыма в состав России был национализирован. Управляет компанией министерство топлива и энергетики Крыма. Предприятие эксплуатирует месторождения углеводородов на шельфе Черного и в акватории Азовского моря и на территории Крымского полуострова.
В ведомстве Черноморнефтегаза находятся одно нефтяное и шесть газовых месторождений. Помимо добычи нефти и газа, Черноморнефтегаз занимается разведкой и бурением скважин на шельфе Черного и Азовского морей. Черноморнефтегаз осуществляет бесперебойное снабжение природным газом потребителей Крыма. Является одним из бюджетообразующих предприятий в Крыму.
Правительство независимой постсоветской Украины российского суверенитета на Крым и месторождения не признает и считает их своими, что и пытается демонстрировать при каждом удобном случае. Недавно сообщалось о намерении «Нафтогаза Украины» судиться за месторождения в международном арбитраже, глава украинского государства Петр Порошенко также заявлял, что Киев будет в судебном порядке добиваться возвращения контроля над месторождением в черноморском регионе. А весной украинский премьер Арсений Яценюк даже выдвигал России претензии на миллиард долларов – во столько он оценил объемы добытого в Крыму газа, после того как полуостров вернулся под юрисдикцию Москвы.
В среду украинские дипломаты заявили, что буровые вышки и платформа «Таврида» у побережья Крыма являются собственностью Украины, и Киев оставляет за собой право требовать возмещения ущерба. Россия, изменив расположение буровых установок в Черном море, нарушила суверенные права и юрисдикцию Украины, заявили в Киеве.
«Расцениваем вызывающее изменение российской стороной расположения в Черном море двух самоподъемных буровых установок В-312 и В-319 и нефтедобывающей платформы «Таврида», которые являются собственностью Украины, как очередной эпизод широкомасштабного грабежа имущества и природных ресурсов. Министерство иностранных дел Украины оставляет за собой право требовать возмещения от российской стороны вреда от причиненных действий, которые имеют все признаки международного правонарушения», – говорится в сообщении.
«На этих вышках работы-то продолжались, где Украина была, они не в курсе, что ли, были? – задал риторический вопрос в интервью газете ВЗГЛЯД директор Национального фонда энергетической безопасности Константин Симонов. – Это же не то, что на вышках были украинские рабочие, мы подплыли ночью, их вышвырнули и украли эти платформу. Украина пытается это представить как кражу, но это вопрос вовсе не кражи. Это было частью Черноморнефтегаза. Поскольку это стало Россией, то и компания стала российской со всем имуществом, работы продолжаются».
Замороженная история
В последнее время на фоне напряженных отношений с Турцией вокруг месторождений складывалась неспокойная обстановка, в связи с чем две буровые установки Черноморнефтегаза были перемещены с Одесского газового месторождения в территориальные воды России. Гендиректор Черноморнефтегаза Игорь Шабанов объяснял это тем, что буровые платформы переместили с территории Одесского газового месторождения к берегам Крыма в связи с повышенной террористической угрозой.
Глава республики Сергей Аксенов заявлял, что передислокация буровых установок Черноморнефтегаза в территориальные воды России, к берегам Крыма, обусловлена исключительно технической необходимостью.
При этом, как сообщал в понедельник Шабанов, каравану, буксировавшему буровые установки в территориальные воды России, пытался препятствовать турецкий танкер. «24 ноября во время транспортировки одной из двух буровых установок на пути движения появился турецкий танкер. Он действовал в нарушение морских инструкций о том, что судно должно уступать движение каравану судов и буксиров. Этот танкер остановился по ходу движения нашего каравана», – рассказал он. Позднее погранслужба ФСБ уточнила, что дело было несколько иначе: турецкое судно выходило на связь и изменило курс.
По мнению Константина Симонова, перемещение платформ является проявлением непоследовательной политики. «Когда вы начинаете добычу в спорных водах, это означает, что вы чувствуете за собой какую-то силу, и тогда вы эти проекты прикрываете, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – А у нас возникла спорная ситуация, когда мы туда пригнали две платформы, а потом, когда возникли моменты давления, мы неожиданно стали их отгонять назад. Если вы чувствуете за собой основания – защищайте их. А если не чувствуете – зачем вы провоцируете? Китайцы строят насыпные острова и говорят: «Это мое». Когда там появляются американские корабли, они начинают протестовать, заявлять о провокации и начале серьезного конфликта. Решение спорное, все страны недовольны и считают, что Китай незаконно их строит. Масса таких ситуаций, когда одна страна начинает добывать, а другая считает, что добыча ведется на спорных территориях. Но это если ты чувствуешь за собой силу. А если нет – то не делай этого и не давай делать другим. Вопрос, почему мы, собственно, вложили миллиарды долларов в две буровых, а потом начали их лихорадочно отгонять. На самом деле на территории Крыма, в наших территориальных водах есть перспективные проекты, где можно начинать нефтедобычу».
По прогнозам эксперта, в ближайшее время буровые вряд ли вернутся туда, откуда их увели. «Там были военные корабли. Если уж их увели и не стали защищать, не думаю, что мы сейчас готовы эту ситуацию обострять. Эти проекты будут заморожены до лучших времен, потому что буровые все равно уже отогнали. Там есть чем заняться, в наших территориальных водах, думаю, буровые не будут простаивать.
Другое дело, что, если там будут с украинской стороны попытки начать добычу, мы тоже какие-то силовые действия предпримем. Но, думаю, пока эта история перейдет в замороженную фазу, а мы сосредоточимся на добыче углеводородов на нашем шельфе, тем более что там есть варианты и без этих спорных историй», – сказал он.
Симонов отметил, что у Украины нет возможностей вести добычу на покинутых российскими нефтяниками месторождениях. «Ни технических, ни финансовых возможностей у них нет, но они могут для клоунады кого-нибудь прислать. Украинская сторона мастерица на различные фокусы, это при всех режимах было. Можно пригнать надувную платформу, цирк устроить. Но я сомневаюсь, что на это хватит фантазии», – заключил он.