Об этом красноречиво говорит предшествующая экономическая практика. За что бы ни брался Международный валютный фонд в «незалежной», ничего у него не получалось. Обычно реформы МВФ стартуют с политической и экономической зачистки — чтобы потом «на выжженной земле» появились транснациональные компании. Так было везде, начиная с Мексики и кончая Грецией. Такой же отработанный сценарий был подготовлен и для Киева.
Именно для этого на Украину были командированы американские граждане — Саакашвили и Яресько. Задача Мишико заключается в люстрации силовых структур и продвижение своих людей на ключевые посты, а Натали Энн (Jaresko) должна провести необходимые налоговые реформы, цель которых — разорить украинский бизнес. Ведь аборигены-конкуренты заокеанским корпорациям не нужны по определению.
Кстати, это далеко не первая по счету программа МВФ в «незалежной». Дэвид Липтон, заместитель управляющего директора МВФ пишет: «Украина с момента обретения независимости являет собой историю упущенных возможностей и слишком больших разочарований. Бесхозяйственность, половинчатые реформы, коррупция и олигархия подрывают рыночную экономику. В течение этого периода, начиная с 1991 года, Украина участвовала в восьми программах МВФ, но ни одна из них не достигла цели».
Стартовавшая девятая программа уже принесла мировому кредитору неприятные сюрпризы: Укрэксимбанк, Ощадбанк и «Украинские железные дороги», получив от МВФ прямую помощь на $ 3,4 млрд., отказываются от внешнего аудита. Между тем, Фонд выделил «незалежной» деньги под обещание, что Киев разрешит независимую финансовую проверку 100 ведущих компаний страны.
По словам Дэвида Липтона, убыточные предприятия Украины представляют собой самый значительный фискальный риск. Так, в 2014 году, который был несоизмеримо лучше, чем нынешний, прямые субсидии в промышленность составили 2% ВВП, в то время как непогашенные кредиты превысили 3,5% ВВП. Именно поэтому МВФ готовит новую программу помощи в размере уже $ 40 млрд. на ближайшие четыре года. Для этого, собственно, и нужен аудит. Это, во-первых.
Во-вторых, чтобы предоставить эти средства Киеву, необходимо иметь действенные рычаги управления. А их-то у американцев, судя по всему, нет. Такие выводы делает The Washington Post по итогам недавнего визита Байдена на Украину. Иными словами, Вашингтон поднимает ставки, но Киев на это не ведётся. Несмотря на схожесть лозунгов о необходимости политических и экономических реформ на Украине, стороны преследуют противоположные интересы.
«Порошенко упорно отказывается заменить главного прокурора страны, который блокирует антикоррупционные расследования, в то время как Яценюк защищает олигархов своей партии, занимающих места в парламенте, — говорится в колонке „мнение редакции" The Washington Post. — Байден был разочарован отказом, причем, в резкой форме, на призыв к (украинскому — ред.) парламенту принять бюджет, который отвечал бы самым жестким критериям Международного валютного фонда». Тем самым Рада блокировала «историческую битву против коррупции», сокрушается The Washington Post. Отдельно отмечается, что частичная замена 8000 судей прошла не так, как требовал Вашингтон.
Пробуксовку реформ на Украине Белый Дом пытается объяснить объективными трудностями, считая украинскую демократию по-детски неопытной, чуть ли не политическим ребенком, над которым Вашингтон установил благородное опекунство. Но в Киеве, напротив, уверены, что депутаты Рады удачно водят за нос заокеанских кураторов, которые хотят под флагом реформ перераспределить ресурсы «незалежной» в свою пользу. «Знайшли дурнів (нашли дураков — укр.)», — посмеиваются они в кулуарах.
Примером политической близорукости Вашингтона является оценка событий 11 декабря в Раде, в стенах которой депутат Олег Барну напал на Арсения Яценюка. «Драка между фракцией президента Петра Порошенко, с одной стороны, и сторонниками его партнера по коалиции премьер-министра Арсения Яценюка, с другой, свидетельствует о ползучей властной дисфункции, которая должна радовать Владимира Путина», — пишет The Washington Post. Редакция сетует, что вместо того, чтобы принять антиолигархический бюджет и антикоррупционный Налоговый кодекс, разработанный МВФ, депутаты выясняют между собой ненужные отношения, теряя драгоценное время.
Однако на Украине считают иначе. «Драка — это не просто так. Это отвлекающий маневр от цены газа, от дыр на таможне, от реформирования отрасли. Если бы я был журналистом, я бы не обратил на это внимания, потому что это отвлекающий маневр низости украинского парламента. Но он не просто так. Он нужен для того, чтобы мы с вами об этом говорили», — комментирует Олег Березюк из партии «Самопомощь». По сути, идет самый настоящий саботаж реформ МВФ. Неоднократно Наталия (Энн) Яресько приезжала в Раду, чтобы ускорить принятия пакета законов о налоговой реформе, но всякий раз депутаты вступали в яростные и продолжительные дискуссии о «кровавой руке Москвы».
Зато когда доморощенным олигархам требуются свои законы, депутаты действуют молниеносно. Они даже не читают «нужные» законопроекты и находят для этого алогичные объяснения о пользе беззакония. «Покойный Каха Бендукидзе считал дерегуляцию украинской экономики первоочередной задачей и необходимым залогом успешных реформ, — пишет Владислава Рутицкая, заместитель министра аграрной политики по вопросам евроинтеграции. — Это хорошо для экономики и одновременно уничтожает коррупцию, так как нет законов, которые можно нарушать за взятки. Был значительно упрощен процесс, связанный с перемещением некоторых сельскохозяйственных товаров. В частности, сокращен срок выдачи карантинного и фитосанитарного сертификатов с 5 дней до 24 часов». Фактически, это означает полную отмену сельскохозяйственного контроля на Украине. «Все прошло быстро и без «подводных камней», — радуется Владислава Рутицкая.
Такое двуличие однозначно задевает американцев. Они напоминают украинцам, что «детей, даже любимых, иногда наказывают». Иными словами, истерика Саакашвили во время разговора с Аваковым, последовавшая сразу после провального визита вице-президента США, и некорректное по отношению к Порошенко поведение Обамы на экологическом саммите в Париже — звенья одной цепи. Это демонстрация американской порки.
Впрочем, эти сигналы показывают скорее слабость Белого Дома, нежели являются традиционным проявлением мягкой силы. В частности, Дэвид Липтон вынужден признать, что «хотя мы (МВФ — ред.) слышим недовольство критиков, которые ставят под сомнение разумность вкладывания денег Фонда в Украину», Вашингтон кровно заинтересован в лояльном Киеве. Всё дело в противоположных геополитических интересах США и России, а также лично в президенте Путине, которого американцы хотят «поставить на место», чтобы восстановить свой авторитет.
Этим успешно спекулирует украинский истеблишмент, которого, судя по всему, больше огорчает реальная экономическая угроза своим корыстным интересам со стороны Запада, чем мнимая агрессия с Востока.
Впрочем, даже если украинское политическое дитя окажется для американцев «ребенком Розмари», они в любом случае не откажутся от своего опекунства. Как утверждают в Фонде, после девятой программы МВФ обязательно последует десятая, одиннадцатая и так далее. Какими они будут по содержанию, покажет время, но ясно одно: украинский народ в любом случае ожидает самое настоящее экономическое рабство.