Как будем жить дальше?
О событиях в Крыму …
Недавно состоялось два заслуживающих внимания события: Международная конференция "Многонациональный Крым в современном международном контексте" и гала-концерт республиканского фестиваля «Соцветие культур Крыма», в рамках которого Центром информационных и социальных технологий развития межнациональных коммуникаций в Республике Крым был проведен блиц-опрос участников и гостей фестиваля. Как оказалось, в повседневной жизни никто из опрошенных не заостряет внимание на вопросе национальной принадлежности, но, в то же время, все желают сохранить свои этнические признаки. Также, по мнению респондентов, межнациональные фестивали, форумы, круглые столы и другие подобные мероприятия способствуют сохранению и популяризации обычаев и традиций народов, проживающих в Крыму.
Конечно, полезность данных мероприятий для гармонизации межнациональных отношений вряд ли кто-нибудь будет отрицать, но только фестивали и круглые столы при всём желании не снимут накопившихся за долгие годы противоречий, которые подобно гноящимся занозам, будут постоянно напоминать о себе.
Крымчане, которым за 30, прекрасно помнят, каким «громким» было возвращение на полуостров депортированных граждан и членов их семей сразу после принятия Верховным Советом СССР Декларации «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав" (от 14 ноября 1989 года). Вернувшиеся особо не скромничали, и в массе своей вели себя нарочито несдержанно и вызывающе, называя себя «хозяевами Крыма», выплёскивали свои обиды за депортацию на простых людей, многие из которых на тот момент даже не знали об этом факте истории. И, естественно, это не могло не вызвать ответной реакции. Так, помимо общих житейских проблем, связанных с развалом государства, массовым закрытием предприятий, гиперинфляцией, - в жизни крымчан появились ранее незнакомые бытовые конфликты и драки на сельских дискотеках с элементами межнациональных противоречий, что формировало достаточно стойкую неприязнь. Выгадали от этого, прежде всего, вожди репатриантов, которые сознательно подогревали градус агрессии своих активистов, и в условиях конфронтации с крымчанами других национальностей смогли мобилизовать разношерстную массу своего народа в единый кулак. Киевские власти также способствовали розни, поскольку так было легче контролировать неспокойный регион, например, практиковалось выделение специальных «квот» при приеме на работу или соответствующие административные должности, при поступлении в ВУЗ, и, что особо возмущало людей, чётко прослеживалось неравенство перед уголовным кодексом и т.д.
Постепенно безнаказанность порождала вседозволенность. Стал «отжиматься» бизнес, захватывались рынки, иногда во время разборок брались в заложники милиционеры, однажды даже был организован штурм Судакского ОВД. Немного позднее произошло вооруженное нападение на клуб «Коттон», организатор, которого, не отсидев положенного срока, был помилован президентом Украины и даже вошел в специальный совет при президенте. Многим памятны кадры избиения операторов "Первого канала" и телеканала "Интер" в поселке Симеиз и массовая драка на самозахвате на улице Балаклавской в Симферополе, резонансное убийство Вити Шимякина, которому перерезали горло, убийство 19-летней девушки в селе Ильичево Советского района Крыма, которую до смерти забили камнями, многочисленные нападения на Успенский монастырь, самозахваты понравившихся земель, в т. ч. в заповеднике на Ай-Петри [9], массовая драка на рынке Бахчисарая, ну и недавнее вооруженное нападение на станцию скорой помощи... Перечисленные факты это лишь часть тех беззаконий, которые долгие годы творились в Крыму. Их, конечно, можно было бы списать на отдельные не связанные между собой эпизоды с участием сумасшедших или неуравновешенных людей, а открытое обсуждение данной проблемы - на политический пиар или провокацию, если бы не одно НО... В большинстве перечисленных событий есть объединяющее их начало, имя которому меджлис. Например, в 2004 году руководитель бахчисарайского отделения меджлиса сбил на пешеходном переходе молодую женщину, которая потеряла ребенка и через 2 дня умерла в больнице - убийцу никто не посадил. Этот же господин с оружием в руках принимал активное участие в противостоянии на бахчисарайском рынке, неоднократно организовывал нападения на Свято-Успенский монастырь, препятствовал сносу шалманов на плато Ай-Петри. Да и сам нынешний глава меджлиса был участником событий 20-летней давности, когда меджлисовские боевики захватили полковника милиции Григория Ярименко и, облив бензином, грозились поджечь. Спустя 19 лет постаревший вожак повел своих «аскеров» на штурм Верховного Совета АРК, но в этот раз на пути беспредельщиков встали уставшие от беззакония простые крымчане...
Такой экскурс в нашу недавнюю историю сделан не для красного словца, а как напоминание властям, что у крымчан с памятью всё нормально. Украина давно утратила свою юрисдикцию над Крымом, и пришла пора крымским властям разгребать эти «авгиевы конюшни», без ссылок и оправданий.
В первую очередь необходимо выработать чёткую государственную концепцию межнациональных отношений в Крыму. При её выработке должны быть учтены интересы граждан всех национальностей, проживающих на полуострове, с учётом специфики нашего региона. В работе над ней должны принимать участие специалисты из разных крымских общин, а не отдельные представители депортированных народов с правом решающего голоса. В ней должен быть отражен главный принцип - равенства людей перед законом, должны быть полностью исключены какие-либо преференции, квоты и поблажки по национальному признаку. Ведь никто из ныне живущих крымчан не виноват в произошедших 18 мая 1944 года событиях. Кроме того, по мнению ведущих историков (например, доцента КФУ им. В.И. Вернадского Виктора Харабуги) «Крым - это территориальная автономия, субъектом государственности которой является весь его многонациональный народ. На полуострове нет коренного народа или этноса, который имел бы право на создание здесь своей национальной государственности».
Очень важным обстоятельством является то, что из всех общин, проживающих на полуострове, только одна открыто заявила о своём исключительном праве на самоопределение в Крыму. 28 июня 1991 года (т.е. уже после первого крымского референдума - 20.01.1991 - о воссоздании Крымской АССР, как субъекта Союза ССР) на первой сессии II Курултая была принята «Декларация о национальном суверенитете крымскотатарского народа». В первом её пункте было заявлено, что «Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международно-правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его национальном суверенном государстве. К этой цели будет стремиться крымско-татарский народ, используя все средства, предусмотренные международным правом».
Кроме того, Курултай не признал волеизъявление крымчан, выраженное на референдуме 20 января 1991 года: «...Крымская АССР, восстанавливаемая не как национально-территориальное образование, рассматривается как попытка юридического закрепления результатов депортации крымских татар в 1944 году и не признается Курултаем в таком виде...»
Также было заявлено, что «Земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются основой национального богатства крымско-татарского народа и источником благосостояния всех жителей Крыма. Они не могут использоваться помимо воли и согласия крымско-татарского народа».
29 марта 2014 года на внеочередной 2-й сессии VI Курултая крымско-татарского народа было принято постановление, в котором объявлялось «о начале политических и правовых процедур по созданию (восстановлению) национально-территориальной автономии крымско-татарского народа на его исторической территории - в Крыму». Было дано поручение «Меджлису крымско-татарского народа войти в отношения с международными организациями - ООН, Совет Европы, ЕС, ОБСЕ, ОИС, Парламентами и Правительствами государств по всем вопросам обеспечения права крымско-татарского народа на самоопределение на своей исторической территории - в Крыму».
Таким образом, кто бы, что ни говорил, сколько бы ни рисовал воздушные замки, ни «фестивалил», а реальность такова, в Крыму продолжает существовать никем пока не запрещенная, нигде не зарегистрированная параллельная структура власти, ставящая своей целью построение национально-территориальной автономии в Крыму с перспективой создания национального суверенного государства. Исходя из имеющихся возможностей, эта структура и выбирает приемлемые для себя методы борьбы для реализации своей главной цели, начиная от пропаганды на всех мировых площадках, обращений в международные инстанции, заканчивая вооруженной борьбой и террором. Помня об этом, легко можно увидеть суровую логику в действиях меджлиса за четверть века его существования.
Стоит учесть ещё один важный момент, что смехотворные запретные меры на въезд в Крым лидеров меджлиса никак не отразятся на их легитимности в глазах людей их избравших, не скажется это и на управляемости их структуры. Лидерам Аль-Каиды и ИГ тоже запрещен въезд в разные государства, но это никак не сковывает действия членов их организаций, особенно, если чья-то «волосатая лапа» исправно их финансирует и снабжает оружием. Такой «рукой помощи» меджлису являются западные и турецкие фонды. Как в своё время албанцы, мечтавшие о великой Албании, способствовали отторжению сакрального для сербов Косово, так и турки, по-видимому, надеются на возрождение современной Османской империи вместе со святой крымской землёй в своём составе.
Самое смешное, даже если наша власть наконец-таки «созреет» и запретит меджлис, то это мало что изменит. Потому что трудно запретить то, чего формально нет. А даже если бы и было, то вывески менять у нас давно научились. Был «меджлис» - станет «меджлис+» или «меджлис.ltd».
Единственным способом решить данную проблему видится прекращение политики уступок и задабриваний по отношению к «избранным» в ущерб всем остальным. В данном случае имеется в виду: легализация земельных самозахватов, строительство культовых учреждений на любых приглянувшихся территориях, первоочередного предоставление жилья по национальному признаку, квоты при приеме на работу и госслужбу, приглашение на ПМЖ мигрантов из Средней Азии и Турции в Крым с целью изменения этнического состава и т.д. Любые компромиссы у некоторых людей воспринимаются ими как слабость, а, значит, дают им надежду получить всё. Следует также снизить влияние меджлиса на политическую ситуацию в Крыму. Для этого нужно всех членов меджлиса, а также их тайных сторонников вывести из органов власти различных уровней - этому может поспособствовать всё тот же запрет данной незарегистрированной организации. Если для обоснования запрета прошлых «подвигов» будет недостаточно, можно вспомнить об участии в организации меджлисовцами сегодняшней водной и продуктовой блокады Крыма, а также про недавние взрывы идущих в Крым с территории Украины ЛЭП.
Параллельно нужно проводить работу со здоровой частью общества, не поддавшейся влиянию националистической пропаганды. Опираясь на этих людей, можно будет со временем провести Всекрымский съезд крымских татар, на котором будет избрано новое руководство татарской общины, а нынешнее будет официально низложено. Будет принята новая Декларация, в которой будет провозглашено, что крымско-татарский народ является равноправной частью крымского общества, не претендующей на национально-территориальную автономию и построение собственного государства на территории Крыма.
Также важно, чтобы татарская община дала однозначную оценку колаборционистам из числа крымских татар, сотрудничавших в годы Великой Отечественной войны с фашистами. Только тогда, когда такая оценка будет дана, и из их пантеона исчезнут такие личности как Дженгиз Дагджи, Мустафа Эдиге Кырымал и прочие, можно будет говорить о начавшемся движении к взаимопониманию. Это также позволит понять, кем себя считают татары, народом-победителем, который вместе со всеми братскими народами Союза ССР победил в войне фашистскую Германию, либо проигравшим союзником фашисткой Германии, понесшим всю тяжесть ответственности вместе с ней. Выбор, по-моему, очевиден, только он должен быть озвучен...
В этой связи очень показательной для крымчан была травля, устроенная меджлисовцами, семьи Владимира Фёдоровича Ширшова долгие годы исследовавшего деятельность партизан Кировского района, а также историю Керченско-Феодосийского десанта и выпустившего Книгу Памяти. Как раз тираж этой книги представители местных властей, сочувствующие меджлису и под его давлением, распорядились арестовать. И никто из татарской общины не выступил в поддержку почётного жителя Кировского района. Но какая правда не понравилась меджлису? По данным историка Олега Романько общая численность татарских добровольческих отрядов, состоявших на службе Германии была около 20 тысяч (что вполне сопоставимо с численностью всей Российской группировки, стоявшей в Крымской Автономной Республике до февраля 2014 года). Много это или мало? В 2014 году оказалось достаточно, чтобы охладить многие горячие головы. А 70 с лишним лет назад, с учётом того, что у каждого добровольца были семьи, оказывавшие поддержку своим воюющим родственникам, а, значит, поддержку Германии - очень много! И жертвы совхоза «Красный» всегда будут напоминать об этом. Как в СССР осудили Власова, Краснова, Шкуро, а суд РФ отказал в реабилитации этих предателей, как русские считают власовцев изменниками - так и татарской общине необходимо определиться по вопросу коллаборационизма татар. С этим могут возникнуть объективные сложности морального плана, потому что может случиться так, что в 20 тысячах семей окажется родственник, который добровольно пошел служить в СД или охранную полицию. Но иначе нельзя - никогда предатель эсэсовец Дагджи или гитлеровский прислужник Кырымал не встанут в один ряд с дважды Героем Советского Союза Амет-Ханом Султаном. И тогда больше никому в голову не придёт, что можно наказывать весь народ за преступления отдельных его представителей, отвергнутых этим народом. Но, как не должно быть коллективной ответственности, так не должно быть и поголовной реабилитации, особенно за преступления, не имеющие срока давности.
Кроме того, каждый националистически настроенный представитель любой крымской общины всегда может обратиться к украинскому опыту, который показывает, что, если взять на знамя человеконенавистническую нацистскую идеологию, то нормального государства не построишь, и его ждёт крах. Захватили власть нацисты на Украине - и государство сразу «посыпалось». Конечно, если готовить свой народ к войне, чтобы возвестить о создании нациократического государства, то культ «голодомора» или депортации, героизация нацистских карателей - как раз то, что «нужно». В то же время опыт соседнего государства показал, что «украинский рейх» построить не возможно ещё и потому, что украинские «арийцы» не любят порядок, зато любят перезанимать денег, брать скидки и обвинять всех в «зраде». Опыт Ичкерии тоже продемонстрировал, что любая процветающая республика легко может вернуться в варварское средневековье с уличным правосудием, рабством, неравенством и прочими «прелестями» жизни, но такие государства обречены, поскольку не смогут даже самостоятельно прокормить себя, и рано или поздно начнут воевать с соседями. Тем не менее, в Крыму, всё же имеются сторонники Халифата и их достаточно много, чтобы в один «прекрасный» день вывести ситуацию из-под контроля властей. В 2013 году они открыто заявили о себе и о своих мечтаниях.
Многие из них остались в Крыму и после референдума, надеясь дождаться своего часа. Очень бы не хотелось, чтобы число их единомышленников росло.
Таким образом, наступает время, когда нужно определиться: либо продолжать следовать в фарватере слуг иностранных господ, поддерживая в себе огонь всепожирающей обиды и самоизолируясь от остальных крымчан, становясь слепым орудием в руках врагов России, либо выбрать себе новых лидеров, не являющихся носителями прокисшей идеологии, и плечом к плечу вместе со всеми крымчанами начать созидать - делать наш общий дом лучше.
Николай Орлов, Ялта, Республика Крым