Фактически, речь идёт об «ударной силе», боевиках Майдана, которые после «революции достоинства» оказались не у дел на обочине общественно-политической жизни. Особенное недовольство собравшихся радикалов, можно предположить, вызывает установившиеся затишье на восточном фронте. Несмотря на то, что два года назад эти силы способствовали приходу к власти режима Порошенко, сегодня они отправляют президенту-олигарху «чёрную метку». Судя по выступлениям свидомых «ораторов» решать вопрос о власти они планируют в прежней форме. То есть, устроив очередное кровопускание властным элитам. «Этот марш — это начало, а не конец. Если нас не услышат, то мы будем свозить людей из регионов еще раз, и это уже не будет мирный митинг», — пригрозил один из участников акции.Помимо требования освободить Андрея Медведько и Дениса Полищука (подозреваемых в убийстве известного общественного деятеля Олеся Бузины — прим. ред.), многотысячная толпа скандировала лозунги об отставке министра МВД Арсена Авакова. Резюмируя, на фоне критического падения уровня жизни, а также тотального разочарования новой властью известный лозунг «Бандера придет — порядок наведет» снова вдохновляет радикалов на повторение событий двухлетней давности.
По мнению обозревателя МИА «Россия сегодня» Ростислава Ищенко, перспективы украинской государственности весьма нерадужные.
— Переворот обязательно будет. Вопрос только, когда — в феврале, в марте накопится критическая масса негатива в обществе.
«СП»: — В последнее время на Украине подобные сценарии режессировались извне…
— С этим трудно спорить. Но в Майдане принимали участие украинские радикалы и антироссийски настроенные силы. Не посылали же американцы на Украину своих морпехов, а «всего лишь» г-жу Нуланд с легендарными печеньками.
«СП»: — Заинтересован ли Белый дом в обострении ситуации на Украине? Судя по визиту Керри, американцы не спешат списывать со счетов деятелей нынешнего режима, даже критически непопулярного Яценюка, которому всё время прочат скорую отставку.
— Конечно, в настоящее время американцы не заинтересованы в дестабилизации ситуации. Но, с другой стороны, ничего плохого для них в этом случае не произойдёт. Тем более, не следует забывать, что в американском истеблишменте есть группа, которая ориентируется на Обаму. Другая часть политикума принадлежит к «ястребиному лагерю» это вице-президент Байден, Виктория Нуланд.
Обама, чей срок пребывания у власти подходит к концу, заинтересован в том, чтобы «заморозить конфликт» на Украине. «Ястребы» тоже не имеют ничего против, чтобы Порошенко поправил ещё полгода. Но, если на Украине начнётся полный бардак, это их тоже устраивает. Хаотизацию социально-политической жизни и всей государственности на Украине не обязательно специально стимулировать. Но и препятствовать этим процессам никто тоже не будет.
Если Порошенко не удержится у власти, в Госдепе подберут ему замену. Другое дело, что очередной переворот, скорее всего, приведёт к полной фрагментации Украины. В таком случае исчезает центральное правительство, а украинские радикалы люди менее управляемые по сравнению с президентом-олигархом.
То есть, страна распадётся на отдельные области. В такой ситуации вопрос о «возвращении» ДНР и ЛНР автоматически снимается с повестки, потому что возвращаться некуда. Если исчезнет легитимная украинская власть, то кто будет озвучивать претензии на Крым? Придётся отменять санкции против России.
Пока же у власти находится признанный международным сообществом президент, есть избранный парламент, то даже если они ничего в стране не контролируют, с ними можно вести переговоры, апеллировать к ним.
Это напоминает ситуацию с Сомали. Где есть центральные власти, имеющие представительство в ООН и даже посольства. Но целостного и подконтрольного правительству государства, по сути, нет. Точно так же и на Украине — американцам важно, чтобы в Киеве был признанный и подконтрольный ему режим. А то, что он за пределами двух кварталов у Крещатика мало что контролирует, это уже дело десятое.
Если произойдёт праворадикальный переворот (а другой на Украине произойти не может), это будет означать конец единой Украины. С другой стороны, это будет означать конец «Минска-2», потому что новый центр (если он, вообще, появится) никогда не признает минские договорённости. А война в Донбассе практически неизбежна. Варианта всего два: либо сначала переворот, а потом война, либо наоборот.
Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин более осторожно оценивает потенциал украинских праворадикалов.
— Конечно, возможны определённые беспорядки в регионах, а также попытки оказывать давление на власть со стороны радикалов. За ними стоят те олигархические структуры, которые недовольны своим местом в политической иерархии.
Часть пассионариев с Майдана была легализована и влилась в ряды созданной Национальной гвардии. А другим в ней места не нашлось. Одиозная партия «Свобода» не попала в Раду, зато добилась неплохих результатов на местном уровне, составив конкуренцию более респектабельной «Самопомощи» в западных регионах. Добровольческие батальоны, которые составляют основной костяк протестного движения, несмотря на положения «Минска-2», не расформированы.
«СП»: — Обострение экономического кризиса и публичные саморазоблачительные скандалы в высших эшелонах власти, состояние «ни мира, ни войны» создают запрос радикализацию в обществе?
— Разумеется. И достаточно серьёзный. Я не считаю, что украинское общество якобы «устало от происходящего» и уже не думает о силовой «реинтеграции» Донбасса. Напротив, значительная часть населения этого действительно хочет.
При этом заговор и вооружённый переворот маловероятны. Поскольку внешние кураторы из Вашингтона «держат руку на пульсе». Хотя они и не контролируют ситуацию на 100%. Подтверждением чему служат скандальная перепалка между главой МВД Аваковым и руководителем Одесской ОГА Саакашвили, а также «вынос тела» премьера Яценюка с трибуны Верховной Рады.
Другое дело, что участники очередного переворота не смогут поставить патронов киевской власти из Госдепа США перед свершившимся фактом. На это требуется разрешение.
«СП»: — Вашингтону не выгодно такое развитие событий?
— Американцы заинтересованы в контролируемом обострении. Ведь ни США, ни Россия не идут на открытый конфликт. Если к власти в Киеве придут совсем «отмороженные» люди, то возникнет неконтролируемое обострение ситуации. А вот массовые социально-экономические выступления в ближайшие месяцы практически неизбежны. Конечно, не в форме организованного Майдана, но в виде серьёзного давления на власть.
Конечно, команда припишет себе в заслугу безвизовый режим с ЕС, если он будет введён в 2016 году. Хотя, точнее следовало бы охарактеризовать этот процесс как либерализацию визового режима. На границе у граждан «незалежной» будут требовать показать обратный билет, доказать обладание достаточным количеством финансовых ресурсов для пребывания в ЕС, а также внятно объяснить, где конкретно они собираются находиться и чем заниматься.
Тем не менее, власти будут рапортовать об успехе, говорить о том, что это «первый шаг в Европу» и прочее. Впрочем, не уверен, что этот пропагандистский шаг перевесит многочисленные минусы, связанные с резким падением уровня жизни граждан Украины.
Фактически в стране полным ходом идёт деиндустриализация. США выгодно превратить Украину в аграрную страну.
«СП»: — Не стоит забывать, что по большей части «свидомые» радикалы это выходцы из преимущественно аграрной западной Украины.
— Это не чисто украинский феномен. В сельской местности, как правило, проживают носители консервативных элементов общественного сознания. Та же Львовская область в Австро-Венгрии была глубокой периферией и отсталым регионом, откуда, в основном, вывозили лес.
Повторюсь, мне представляется маловероятным, чтобы украинские радикалы начали объединяться, захватывать правительственные здания, свергать Порошенко. Обычно такие перевороты не происходят без участия спецслужб. Не меньшее значение имеет позиция армии.
«СП»: — В этом плане в украинском истеблишменте как раз наблюдается «разброд и шатания». Под многими политиками «шатаются кресла», вашингтонские эмиссары призывают «очищать властные ряды от коррупционеров», а военные после заключения «Минска-2» оказались не у дел.
— У персоналистского мятежа (допустим, если уберут Авакова или Яценюка) мало шансов на успех. Потому что подавляющая часть общества сильно разочарована этими политиками, да и не только. За Порошенко «на баррикады» тоже никто не пойдёт. Если на Украине повторится Майдан, для Запада это будет просто катастрофа. Два года поддерживать власть, которая настолько «достала» население, что всё закончилось переворотом… С точки зрения западных переговорщиков по минскому процессу, а также для МВФ и США это станет имиджевой катастрофой.
Тем более, если к власти придут радикалы типа Яроша**, обвинить в происходящем Россию не получится. Наоборот, европейская общественность начнёт ещё больше задаваться вопросом, а кому мы помогаем.
То, что мы наблюдаем сегодня на Украине это борьба за право находиться у властной кормушки. Например, в Кривом Роге в выходные проводили очередное «народное Вече», участники которого готовятся выехать в Киев для участия в митинге под стенами Верховной Рады. Это активисты «БЮТ», «Самопомощи», «УКРОПа». Участники митинга, не требуют свергать центральную власть, а настаивают на законодательном урегулировании ситуации с избранием мэра Кривого Рога.
То есть, политики (Тимошенко, Садовый) и олигарх (Коломойский) используют свои «карманные партии» для того, чтобы протолкнуть свои креатуры на высший пост в городе. При этом они апеллируют к Киеву.
«СП»: — Как долго может продолжаться хрупкое перемирие в Донбассе, которое больше напоминает вялотекущие боестолкновения?
— Думаю, что в течение ближайших месяцев это будет тлеющий конфликт с периодическими обострениями. Стороны, таким образом, будут оказывать давление друг на друга. Многое будет зависеть от того, каким образом будет складываться ситуация в Сирии. Несмотря на достигнутый консенсус в ООН, когда США и Россия поддержали резолюцию по борьбе с финансированием ИГ ***, говорить о пакетных договорённостях рано. Наверняка, когда глава Госдепа недавно приезжал в Москву, стороны обсуждали и ситуацию на Украине.
Российско-американские отношения сейчас развиваются на двух взаимосвязанных трэках. В этом плане Украина выступает заложницей этой ситуации. После того как Россия начала военную операцию в Сирии, украинский вопрос не то чтобы отошёл на второй план. Скорее, он перестал быть самостоятельным и стал увязан с другим. Как бы в Киеве не хотели, чтобы весь мир обсуждал только Украину и те «безобразия», которые вытворяет «агрессивная Россия».
Так или иначе, социальная база на Украине стремительно радикализируется. Например, военных не устраивает перемирие, рядовых граждан — падение уровня жизни и разочарование в олигархате, который пришёл к власти в результате госпереворота. Кстати, ополченцев и жителей Донбасса, которые постоянно находятся под обстрелами, такой «полумир» тоже не устраивает. В общем, Украина напоминает «бурлящий котёл», взрыв которого не предвещает ничего хорошего.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
**3 марта 2014 года СК РФ возбудил уголовное дело в отношении Дмитрия Яроша по признакам преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 205.2 УК РФ и частью 2 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической и экстремистской деятельности, совершённые с использованием средств массовой информации»).
*** Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.