Формат коалиции остается туманным, так как, с одной стороны, «новая коалиция при необходимости будет проводить обучение войск и предоставлять информацию, военное оборудование и войска при необходимости (странам-участницам)», а с другой - «коалиция не является военным объединением, это – объединение усилий, направленных на достижение координации действий государств, борющихся с терроризмом».
В целом, саудовские министры и дипломаты успели выдать с десяток громких заявлений, однако подавляющая часть из них противоречит либо действительности, либо здравому смыслу, что в целом является характерной чертой саудовской дипломатии. В любом случае представляется очевидным, что в истории с новой «антитеррористической коалицией» мы столкнулись с очередной дутой величиной Саудовской Аравии.
Пчелы против меда
Неразрешимое противоречие закралось в название новой организации – «антитеррористическая коалиция». Как уже говорилось выше, антитеррористической кройкой и шитьем на коленке занялся главный спонсор этого самого терроризма – Саудовская Аравия. Среди участников также фигурируют Катар и Турция, которые на сегодняшний день выступают в качестве естественных союзников и спонсоров главной причины созыва новой коалиции – ДАИШ.
Присутствуют в списке и Пакистан с Иорданией, которые тоже обладают весьма сомнительной репутацией в контексте обсуждаемой проблемы. К Кувейту, через чьи «частные негосударственные фонды» зачастую проходят денежные транши для ряда террористических группировок Ближнего Востока, также имеется ряд неприятных вопросов.
Некоторое удивление вызывает присутствие в анонсированном списке и некоторых государств «черной Африки», где террористические группировки регулярно выступают в качестве проводников интересов правящих кланов и элит. Кто из представителей Ливии, Йемена и Сомали подписывал саудовские «меморандумы о намерениях» - также неизвестно. Отсутствие же в списке участников Ирана, Ирака и Сирии особо не удивило.
«А пацаны то и не знали»
Многое указывает на то, что некоторые члены данной коалиции узнали о своем участии в данной структуре из средств массовой информации. Так, в ливанском МИДе уже сообщили следующее:
«МИД Ливана … не имеет никакой информации о создании исламской коалиции для борьбы с терроризмом. И не имеет контактов ни официальных, ни иных других с коалицией. Не было контактов и по линии МИД, как это должно быть официально, и не было обсуждения внутри страны, как это должно быть по конституции».
Аналогичное сообщение пришло и из Индонезии. На своем брифинге с журналистами официальный представитель МИД страны Аррманатха Насир заявил:
«Мы удивлены, поскольку ранее получали от Саудовской Аравии приглашение сформировать центр координации по борьбе с терроризмом. В итоге было объявлено о создании военного альянса. Очень важно для нас знать круг обязанностей членов коалиции, чтобы определить нашу позицию. В контексте недавнего приглашения Саудовской Аравии нет никаких объяснений относительно задач, целей и приоритетов коалиции».
Судя по всему, Саудовская Аравия действительно проводила определенные консультации со своими «партнерами» по дипломатическим каналам. Однако никакой речи о формировании нового военно-политического блока в данных консультациях не шло. Если доверять заявлениям ливанского и индонезийского МИД, Эр-Рияд обсуждал возможность формирования координационного центра по борьбе с терроризмом, а не единой коалиции. Посмеем предположить, что для многих участников новой антитеррористической структуры ее формат оказался большим сюрпризом.
Танцы на граблях
Некоторые заявления саудовских министров указывают на то, что новая коалиция будет существовать в формате военно-политического блока и при необходимости готова будет предоставить странам-участницам «военное оборудование и войска». Перспективы формирования единой «антитеррористической силовой структуры» вызывают определенные сомнения, так как все аналогичные инициативы Саудовской Аравии чуть ранее с треском провалились.
В частности, проект создания единого военного блока на основе «Лиги арабских государств», участниками которого должны были стать «партнеры» Саудовской Аравии, так и не был реализован. В равной степени это относится и к широко разрекламированной «йеменской коалиции», куда вошло чуть более десятка государств, однако на практике вся тяжесть военной операции в Йемене легла на плечи КСА и ОАЭ. Остальные лишь обозначали свое формальное присутствие.
Некоторые участники данной коалиции (Судан и Марокко) свои армейские подразделения для нужд наземной операции, безусловно, предоставили. Однако подобные акции не имеют никакого отношения к «антитеррористической солидарности», так как Саудовская Аравия банально «арендовала» военные контингенты перечисленных стран. К слову, Египет и Пакистан, получающие от Эр-Рияда весьма солидные «спонсорские», свою солидарность с Саудовской Аравией обозначили исключительно на дипломатическом уровне, хотя известно, что КСА настойчиво приглашало своих «верных партнеров» к участию в наземной операции
Формирование условной «единой силовой компоненты» в рамках данной организации вряд ли осуществимо, так как у каждого из участников коалиции имеются свои внутренние проблемы с терроризмом, которые завязывают на себе почти все силовые структуры. В данных условиях вероятность добровольного вывода части своих силовиков под саудовскую юрисдикцию представляется весьма сомнительной. За определенное и весьма щедрое финансовое вознаграждение – да. На принципах общеисламской и антитеррористической солидарности – точно нет.
Исламский НАТО
Не стоит забывать и о том, что количество существующих противоречий между участниками данной коалиции кратно превышает количество членов этой коалиции. В частности, крайне любопытно, как эмират Катар будет координировать свои усилия в рамках данной коалиции с Египтом и Ливией, на территории которых функционируют катарские филиалы ДАИШ. В равной степени это относится и к остальным африканским государствам, где террористические франшизы КСА и Катара представлены в товарных количествах.
Таким образом, если отбросить в сторону пропагандистский налет, то будущее саудовской «антитеррористической коалиции» представляется крайне неприглядным. Очевидно, что мусульманский аналог НАТО или ОДКБ является мертворожденным проектом, что объясняется как наличием десятка неразрешимых противоречий между его членами, так и характерным для региона «эгоизмом» в вопросах «коллективной безопасности».
Представляется очевидным, что Саудовская Аравия, выступившая в качестве инициатора создания данной коалиции, пытается вдохнуть новую жизнь в забуксовавший проект по формированию единой арабской армии, прикрываясь лозунгами о необходимости активной борьбы с международным терроризмом. Подлинный же смысл данной инициативы лежит в плоскости маниакальных страхов Саудовской Аравии, которые традиционно связаны с растущим влиянием Ирана в ближневосточном регионе. Не так давно список саудовских раздражителей пополнила и Россия.
Говоря же о реальных перспективах данной «антитеррористической коалиции», предположим, что ее реальный функционал будет ограничен сирийской площадкой, где Саудовская Аравия предпринимает все возможные усилия для того, чтобы вывести из-под удара своих боевиков и «вписаться» в послевоенное мироустройство Сирии. И вполне вероятно, что новая структура возьмет на себя функции политического крыла сирийских исламистов.