Разыграет ли Россия курдскую карту
После того, как российский президент Владимир Путин заявил о практической невозможности улучшения отношений с нынешним политическим руководством Турции, российские официальные лица направили приглашение лидеру главной турецкой про-курдской партии посетить Москву.
Визит Селахаттина Демирташа, главы про-курдской Народной демократической партии, ожидается 24 декабря. Демирташ выразил желание открыть в российской столице представительство своей партии во время своего визита, в ходе которого принимающая сторона будет представлена российским министром иностранных дел Сергеем Лаврвым.
Упомянутый визит, по всей вероятности, вызовет бурную реакцию в Анкаре, породив страхи в связи с тем, что российская поддержка может быть расширена и оказана не только легальным курдским политическим движениям, но и Курдской рабочей партии, РПК.
«РПК имеет свой офис в России и время от времени партия получала помощь и поддержку от Москвы в 1990-х годах. Россия никогда не рассматривала Курдскую рабочую партию как террористическую группировку», заявил турецкий дипломат Мурат Билхан, в прошлом – посол Турции в Москве.
Крушение прочных двусторонних связей, которое произошло в конце ноября после инцидента со сбитым российским бомбардировщиком, совпало по времени с коллапсом мирного процесса между Аркарой и РПК. На юго-востоке Турции, населенном преимущественно курдским этническим меньшинством, турецкие силы безопасности осуществляют в настоящее время самую крупную кампанию по «закручиванию гаек» за последние десять с лишним лет, направленную против Курдской рабочей партии. Во многих городах и селениях региона введен комендантский час, кроме того туда направлено более 10 тысяч военнослужащих при поддержке бронетехники. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган пообещал 17 декабря «уничтожить» мятежников из РПК в их собственных домах.
«По сообщениям турецких источников, Курдская рабочая партия просит Россию о предоставлении ей тяжелых вооружений для расширения повстанческой кампании в Турции, и мне неизвестно, каким был ответ России», заявил эксперт стамбульской консалтинговой компании «Global Source Partners» Атилла Есилада. Российские противотанковые ракетные комплексы «Корнет», по всей вероятности, находятся на первом месте среди списка пожеланий РПК.
Москва, судя по всему, не испытывает в настоящее время особого желания идти на подобный шаг, полагают турецкие аналитики. Более вероятным выбором России могла бы стать военная помощь курдской партии «Демократический союз» (PYD), группировке, действующей в Сирии и известной своими тесными связями с РПК. Турецкие чиновники называют эту партию филиалом РПК и считают ее террористической организацией.
Военизированные подразделения партии «Демократический союз» контролируют значительную часть турецко-сирийской границы. «PYD получает поддержку со стороны западных стран, однако она может также обратиться с подобной просьбой и к России. Россия проявляет большую активность в этом регионе, но если Москва окажет прямую поддержку «Демократическому союзу», это вызовет крайне негативную реакцию в Турции», считает Билхан.
Похоже, Анкара вовсе не испытывает желания обострять и без того серьезную напряженность в отношениях с Москвой. «Анкара получает оскорбления и подвергается давлению, реагируя при этом очень спокойно. Ни от одной другой страны она не стала бы терпеть подобного. Если русские направят свои вооружения, я не думаю, что у турецкой политической верхушки найдется, чем на это ответить», отметил эксперт по международным отношениям стамбульского университета «Kadir Has» Соли Озел.
Крайним рубежом для Турции может стать 98-километровая полоска границы с Сирией, отделяющая последний оставшийся курдско-сирийский район Африн от сирийского Курдистана. «Это красная линия для Анкары. В случае, если «Демократический союз» пересечет Евфрат в западном направлении, Анкара, согласно ее официальному заявлению, начнет интервенцию», заявил приглашенный эксперт исследовательского центра «Carnegie Europe» Синан Ульген.
Почему Анкара столь чувствительна в этом вопросе? Дело в том, что такой шаг обеспечил бы сирийским курдам контроль практически над всей турецко-сирийской границей, что привело бы к ликвидации маршрута турецких поставок не только для группировки ДАИШ, но и для других сирийских повстанческих группировок, поддерживаемых Анкарой.
Приоритетная задача для российских вооруженных сил в Сирии – отрезать для Турции все пути поставок помощи сирийской оппозиции. Однако, Вашингтон еще может помешать сближению Москвы с сирийскими курдами. «В провинции Джазира, контролируемой «Демократическим союзом», находятся более 30 представителей сил спецназначения Соединенных Штатов», сообщил отставной дипломат Айдин Селсен, открывавший турецкое консульство в региональной столице Иракского Курдистана Эрбиле. «Я не думаю, что они готовы пожертвовать таким ценным партнерством ради России; для них очень важно иметь США в качестве партнера».
Анкара, разумеется, также не лишена средств реагирования. В турецкой тюрьме находится в настоящее время лидер РПК Абдулла Оджалан. До июльского провала мирного процесса, Оджалан вел переговоры с турецкими лидерами. Предпринимая мощные усилия для разрядки курдской проблемы и, таким образом, не давая повода России использовать ее, Анкара могла сделать выбор в пользу возобновления мирного процесса. «Давайте строить разумные отношения с сирийскими курдами, с любыми их представителями, и давайте вернемся к мирному процессу в Турции», призывал Айдин Селсен.
Однако с появлением турецких танков на улицах городов и сел курдского региона Турции идея о возобновлении переговоров, похоже, окончательно провалилась. «Турецкая политика демонизации курдов в Турции и Сирии может спровоцировать очень серьезные ответные меры, и любая сила, например Иран или Россия, которая желает нанести ущерб Турции, может с уверенностью использовать «Демократический союз» или РПК, заявил политический консультант Атилла Есилада. «До сих пор PYD прислушивался к советам Америки, однако это в любой момент может измениться», добавил он.