Правительство национального единства раскололо Ливию
Сегодня российский МИД объяснил, почему накануне Россия поддержала в ООН британскую резолюцию по Ливии. Официально «правительство национального согласия» (ПНС) призвано оздоровить обстановку в стране – сохранить Ливию в прежних границах и наладить «диалог со всеми группами». Однако спустя сутки, МИД РФ уточнил: будущее Ливии должны определить сами ливийцы, а чтобы сохранить за страной прежнюю территорию, необходимо победить ИГ.
Поправка последовала после того, как в Москву после фактического отказа НАТО в военной помощи против ИГ обратился МИД исламистского правительства в Триполи. Как заявил министр иностранных дел непризнанного правительства Али Абу Заакук, Триполи выступает против «навязывания правительства господина Коблера» (спецпредставитель ООН по Ливии), поскольку оно «не представляет легитимные институты Ливии». На переговорах в Тунисе за ПНС выступили 24 муниципалитета, кроме главного – столицы Триполи.
Также в день подписания соглашения против ПНС выступил Верховный совет ливийских племён и городов, представляющий 75 % населения Ливии. По мнению председателя Совета Аль Бренни Аджили, «реальное национальное единство среди ливийцев» может вернуть только возвращение в страну 2 млн. беженцев и «всеобщая амнистия для всех заключённых», а также «искоренение терроризма» вместе с незаконным оборотом оружия в стране.
Ливийские племена не участвовали в переговорах между правительствами аль-Хаси и аль-Тани и теперь справедливо предъявляют по счетам. Однако претензии неожиданно предъявил сам исламистский кабинет в Триполи, который должен был выиграть в комбинации, сулящей ему увеличение квоты в 10 раз по сравнению с законными выборами в парламент в июне 2014 года. Половину мест в новом правительстве, вместо положенных 5%, со своим человеком во главе – депутатом Файезом Сарраджем. Суть претензий Триполи не раскрывает, однако, скорее всего, они связаны с новым пакетом условий для получения военной помощи против ИГ.
Запад отошёл от своих первоначальных обещаний Ливии. Сначала ЕС и США гарантировали Ливии помощь в борьбе с ИГ, если два кабинета в Триполи и Тобруке объединятся. Однако после подписания соответствующего протокола западный посредник Коблер выдвинул целый ряд новых условий – от «привлечения к борьбе с терроризмом всех ливийцев» до создания регулярной армии. В ответ Триполи уже обратился к России за военной помощью в борьбе с ИГ, включая военные поставки на основе прежних договоров о ВТС времён Каддафи и нанесение авиаударов.
Очевидно, что позиция Запада состоит в том, чтобы затянуть начало борьбы с ИГ до критической опасности, чтобы новое правительство согласилось на кабальные условия эксплуатации углеводородов, взамен на военную помощь в борьбе против ИГ. Именно ПНС должно санкционировать новую иностранную интервенцию в Ливию под видом борьбы с ИГ. О том, что страны НАТО готовятся к воздушной кампании, свидетельствует постоянная аэроразведка, которую проводят ВВС Франции и США в районе ливийского побережья.