Иран заменит России и Турцию, и даже Европу
В то время как Украина добровольно отказалась от прибылей, которые сулил российский рынок, другие страны наоборот стремятся на него попасть. Покинув Зону свободной торговли, которая показалась Киеву не очень интересной, он поспешил «евроинтегрироваться» – то есть отдать свой рынок для продукции Запада, отказавшись от попыток самим что-то продавать на западных рынках. А вот Иран видит большие возможности для себя в освоении российского рынка. Надо ли оно нам? Судите сами.
Для началу упомянем известные креветки класса премиум из Персидского залива: насколько они будут не только дешевле, но и лучше «белорусских», которые везут через дюжину стран и границ – можно только представить. Креветки почему-то не считают, что в Персидском заливе расти хуже, чем в Средиземном море – и вырастают там такие, что Европа совершенно не может протиснуться со своими морепродуктами на ближневосточный рынок – не нужно там это, там есть своё да ещё и лучше вдобавок.
Иранские омары, деликатесная форель, которую разводят под Тегераном, чёрная икра, ценные сорта морской и речной рыбы. Кто сказал, что европейские контрсанкции «наказывают Россию»? Мы получим продукт ничуть не хуже качеством, и дешевле по цене. Раньше сотрудничество с Ираном затрудняли санкции, отсечённость Ирана от SWIFT и элементарное лоббистское давление европейских производителей, которые давно договорились с нашими сетевиками. А мы, покупатели, оплачивали всё из своего карманы: санкции против Ирана, амбиции европейцев, лень и жадность наших крупных ритейлеров – за наш счёт красиво жили люди, одни из которых ежедневно поливали нас грязью в европейских СМИ, а другие оплачивали деятельность Навального и направляли к нему своих бывших сотрудников, выходцев из структур «Альфы», чтобы они всё то же самое, что и европейцы, делали у нас дома.
Вторым направлением иранского экспорта являются молочные продукты: в первую очередь сыры и прочая продукция, которая попала под европейское эмбарго. К тому же в отличие от российских производителей, иранцы не злоупотребляют пальмовым маслом, потому что долгое время работали исключительно на внутренний рынок, а у них не очень привыкли к сырам, которые больше напоминают продукцию сложного химического производства и примерно с такой же «лёгкостью» перевариваются в желудке, да и пользу приносят сопоставимую.
Мясное направление имеет большее значение для Ирана, чем для нас, поскольку по мясу Россия давно себя уже почти обеспечила. Но в любом случае мясо из Ирана будет по определению стоит дешевле, чем доставленное с другого континента продукция Бразилии. Ценовое давление будет таким, что не поздоровиться может даже белорусским сельхозпроизводителям, которые, что греха таить, отнюдь не демпинговые цены предлагают за свой товар.
Оптимистичные прогнозы даёт глава Россельхознадзора Сергей Данкверт: по его оценкам в самое ближайшее время ЕАЭС значительно расширит число иранских производителей морепродуктов, мяса, молока и молочных продуктов, что позволит увеличить уже в 2016 году увеличить товарооборот в несколько раз и не только полностью перекрыть последствия наложения санкций на Турцию и их производителей, но и скомпенсировать помимо это и дефицит товаров, ранее традиционно поставлявшихся из Европы. При этом нам больше не придётся закупать продовольствие на других континентах.
Экономический потенциал торговли между нашими странами огромен и по разным оценкам может составлять от 10 миллиардов долларов и выше ежегодно. При этом традиционно обе страны желают вывести свои операции из долларового проведения. Принципиальное согласие на это с обеих сторон достигнуто, но технически это будет возможно только если торговый оборот с обеих сторон будет примерно сопоставим.
На сегодня Россия продаёт Ирану примерно на 465 миллионов долларов в год, а Иран России – на 152. Однако обе страны рассчитывают на то, что уже заключённые соглашения не просто выведут внешнеторговые обороты на необходимый уровень, но и многократно его превысят. Когда в полной мере заработает наше сотрудничество в области энергетики и военно-промышленного сотрудничества, а Иран создаст необходимую торгово-транспортную инфраструктуру для торговли с Россией, то уже в 2016 году оборот наших стран может составить несколько миллиардов долларов. Такого мнения придерживается Алексей Тюпанов, директор ЭКСАР (Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций).
Для реализации этой задачи центробанками обеих стран будет открыт единый счёт для проведений операций по внешней торговле в национальной валюте. Глава иранского ЦБ Валиолла Сейф заявил:
«Иран завершил подготовку к созданию совместного с Россией банковского счета, чтобы облегчить торговлю между двумя странами в их национальных валютах».
А Георгий Ващенко говорит из ИК «Фридом финанс» говорит:
«Когда Иран начнет экспорт нефти, у него появятся деньги на строительство объектов инфраструктуры и закупку импорта. Иран станет важным торговым партнером. Это рынок на миллиарды долларов. После снятия с него международных санкций американские и европейские компании будут стремиться застолбить рынки в Иране, особенно энергетический».
Кроме многомиллиардной выгоды для обеих сторон углубление экономического сотрудничества с Ираном означает для России укрепление политических позиций в ближневосточном регионе. Председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский считает:
«Россия стремится стать не только одним из основных торговых партнеров Ирана, но и его военно-политическим союзником в борьбе против международного терроризма. Россия уже показала себя как государство-освободитель в сирийском конфликте, и усиление экономических и политических контактов с ближневосточными государствами является нашей первостепенной задачей. Такой альянс создает новую силовую ось, что положительно скажется на общей геополитической ситуации и позволит России более спокойно относиться к западным санкциям».