Эрдоган отметил, что взгляды в военной сфере у Турции и Саудовской Аравии сходны. «К примеру, на ситуацию в Йемене мы смотрим одинаково, как и на события на Ближнем Востоке в целом», – добавил он, передает ТАСС.
Действительно, Анкара и Эр-Рияд имеют схожие взгляды на сирийское урегулирование: обе страны настаивают на уходе Башара Асада и не согласны даже на его участие во власти на период переходного правительства. Так, на днях Эрдоган подтвердил, что не намерен сидеть с Асадом за одним столом, потому что сомневается в его легитимности. Подобного мнения придерживаются и в Эр-Рияде. Что касается военных сил, то подчеркивается, что турки и саудиты поддерживают группировки, входящие в так называемую умеренную оппозицию, в которую входят различные антиасадовские группировки.
Антироссийский вопрос
Эрдоган и король Салман обсудят широкий ряд политических вопросов, в том числе влияние Ирана, окрепшее после заключения «ядерной сделки» с США. Ранее Эрдоган и заявлял, что надеется, что «разногласия с Тегераном не повлияют на добрососедские отношения двух государств», однако известно, что между странами существует ряд неразрешимых противоречий. Анкара и Тегеран занимают диаметрально разные позиции по вопросам большинства региональных конфликтов. Та же ситуация сложилась и в отношениях Ирана и Саудовской Аравии: так, конфликт в Йемене фактически перерос в региональное противостояние этих двух государств.
Лидеры Турции и Саудовской Аравии намерены обсудить и вопрос взаимодействия с Египтом, с которым у Анкары достаточно напряженные отношения. Известно, что Эрдоган не поддерживает избранного президента Сиси. Поддержкой Турции пользовалось движение «Братья-мусульмане», пришедшее к власти в Египте во время «арабской весны». Эрдоган очень приветствовал назначение Мохаммеда Мурси президентом Египта и выступал на его стороне даже после того, как тот уже отбывал срок в тюрьме. Еще весной Эрдоган заявлял, что для него президентом Египта «был и остается Мурси».
В этих региональных вопросах тоже не обойтись без обсуждения роли России, ведь Египет и Иран стоят в ряду приоритетных партнеров Москвы на данном этапе. РФ поддерживает президента Египта. Иран же, как и Россия, выступает за сохранение у власти Башара Асада.
Напомним, что Саудовская Аравия недавно заявила о создании собственной коалиции для решения сирийского конфликта. В нее вошли 34 страны, и еще десять «рассматривают такую возможность», заявляли сами саудиты. Пока что в списке значатся Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бахрейн, Турция, Тунис, Судан, Сомали, Палестина, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Малайзия, Египет, Нигерия, Йемен. Поддержала объединение Индонезия. При этом пока что о какой-то активной роли в военных действиях речи не идет.
«Будут договариваться против России»
Президент Института Ближнего Востока, политолог Евгений Сатановский отмечает, что визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Саудовскую Аравию носит явный антироссийский и даже антипутинский характер.
«В мире есть три страны, которым мы, начав контртеррористическую операцию в Сирии, испортили жизнь. Это Турция, Саудовская Аравия и Катар. Кто-то строил планы по созданию новой Османской империи, другой – регионального халифата. Россия начала операцию против ИГИЛ в Сирии, мягко говоря, скорректировала эти планы. Накануне мы разбомбили одного из главных террористов в Сирии – Захрана Аллюша, который ориентировался на Саудовскую Аравию. Теперь пауки и «упыри» будут договариваться против России. Все эти страны де-факто поддерживали террористов в России. Все 90-е годы мы с ними бились на Кавказе. С Турцией вы и сами знаете, что произошло – мы с ними открыто враждуем», – сказал Сатановский.
Эксперт при этом полагает, что Эр-Рияд и Анкара слишком слабы, чтобы противодействовать России, и ничего толком сделать не смогут. «Создание так называемого антитеррористического союза во главе с Саудовской Аравией и с участием Турции носит антироссийский характер. Но дело в том, что нет никакого союза. Есть террористический союз с участием Саудовской Аравии, Турции и Катара. Вот он работает весьма успешно, и результаты его работы мы можем видеть в Сирии и Ираке. Все, что делает Турция и Саудовская Аравия, всегда было и есть против России», – отметил Сатановский. Собеседник предположил, что «Эр-Рияд и Анкара могут начать координировать действия кавказского подполья в России, готовить теракты».
«Ненависть к России их и объединяет»
Главный редактор журнала Российского института стратегических исследований (РИСИ) при президенте России, политолог Аждар Куртов отметил, что, несмотря на стратегический союз против России, у Турции и Саудовской Аравии есть принципиальные разногласия.
«Безусловно, кооперация Саудовской Аравии и Турции в Сирии носит антироссийский характер. Ненависть к врагу их и объединяет. Врагом для них в настоящее время выступает Россия, которая, в свою очередь, пытается сделать на Востоке то, что не соответствует интересам Турции и Саудовской Аравии. В этом смысле враг моего врага – мой друг. Саудовская Аравия и Турция по разным каналам финансируют террористические организации, которые воюют против Башара Асада. Мы, в свою очередь, поддерживаем законные сирийские власти. Одним словом, их союз против Сирии – это союз против России», – полагает Аждар Куртов.
Серьезные противоречия
Куртов отметил также исторические противоречия, которые существуют между Саудовской Аравией и Турцией. По мнению Куртова, Эр-Рияд и Анкара, несмотря на свой стратегический союз против России, имеют ряд принципиальных противоречий. Обе страны претендуют на региональное лидерство и конкурируют между собой.
«Политика президента Турции Эрдогана направлена на создание новой Османской империи – лидера в регионе Ближнего Востока. Это, в свою очередь, естественным образом наталкивается на противодействие Саудовской Аравии, которая сама претендует на региональное лидерство», – отметил он.
Нынешние противоречия исходят из истории, отмечает собеседник. «Долгое время территория нынешней Саудовской Аравии находилась под властью Османской империи, а турецкий султан был одновременно еще и духовным лидером – халифом. Эр-Рияд, соответственно, этого не признает, так как считает, что халифом может быть только араб, потомок пророка Мухаммеда», – пояснил эксперт.
Юрий Богданов