Позже "Нафтогаз" распространил сообщение, что предложил "Газпрому" провести переговоры в связи с принятием на Украине новых правил ценообразования на услуги по транспортировке газа.
Транзитная ставка до этого момента составляла 2,7 доллара за транспортировку тысячи кубометров на 100 километров. Украинская сторона заявляла, что хочет поднять эту ставку до 5 долларов. Также в Киеве неоднократно заявляли, что соглашение между Украиной и Россией о транзите газа в Европу будет продлено после 2019 года, поскольку альтернативы украинскому маршруту нет. Со своей стороны "Газпром" работает над строительством морских газопроводов в обход Украины.
"Это (повышение транзитной ставки — ред.) лишнее подтверждение, что Украина — неконструктивный партнер, который склонен к нарушению обязательств по не только каким-то "джентельменским" соглашениям, но и по контрактам. Ведь они собираются увеличить ставку транзита, что противоречит контракту. То есть Украина доказывает, что она ненадежный транзитер", — отметил Гривач.
"В контракте прописана четко формула, как формируется транзитная ставка на следующий месяц, она привязана к ставке предыдущего периода, топливному сбору, инфляции и т.д. Такого действия, как установление нового порядка постановлением правительства Украины, в международном контракте на транзит между "Газпромом" и " Нафтогазом" нет", — указал эксперт.
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Украины (НКРЭКУ), установила 29 декабря тарифы на услуги по транспортировке газа по трансграничным газопроводам для точек входа и выхода. Как отметил в своем сообщении "Нафтогаз", если раньше стоимость услуг по транспортировке транзитного газа не регулировалась государством и определялась лишь контрактом компании с "Газпромом", то теперь соответствующие тарифы определяются НКРЭКУ.
Данные полномочия комиссия получила в соответствии с принятым весной 2015 года законом "О рынке природного газа", который ввел в Украине нормы энергетического законодательства Евросоюза. Эти нормы предусматривают принципиально другие подходы к установлению тарифов на транспортировку.
Так, вместо переговорной процедуры и определения стоимости транзита в зависимости от объемов и расстояния, на которое газ транспортируется, новые тарифы должны отображать согласованные регулятором расходы оператора газотранспортной системы, применяться к забронированным мощностям (условие "качай или плати"), определяться для всех точек входа и выхода национальной ГТС, то есть с применением одинаковых подходов для транзита газа и его внутренней транспортировки.
"Нафтогаз" в настоящее время анализирует новые правила тарификации транспортировки газа, установленные НКРЭКУ, говорится в сообщении украинской компании.
"Нафтогаз" заверил, что транзит газа европейским потребителям будет осуществляться беспрепятственно. "Мы остаемся надежным партнером и подтверждаем, что транспортировка газа для европейских потребителей будет осуществляться беспрепятственно в объемах, обусловленных контрактом", — цитирует пресс-служба слова главы украинской госкомпании Андрея Коболева.
"Переход к общепринятой в Европе практике ценообразования за транзит будет способствовать дальнейшей интеграции нашей газотранспортной инфраструктуры в европейскую энергосистему и укреплению надежности поставок газа в страны ЕС", — отметил Коболев.
Ответные шаги со стороны России вряд ли последуют, но вопрос в том, насколько далеко Украина может зайти в этой истории, рассуждает Гривач.
"Дальше "Нафтогаз" в соответствии со своей украинской системой начнет считать по-своему, "Газпром" же будет платить по контракту, "Нафтогаз" — считать, что ему недоплачивают. Потом они могут через суд что-то доказывать. Это одна история, которая в общем-то ничем не грозит, кроме дополнительного судебного разбирательства, в котором позиция Украины будет еще менее сильна, чем в других разбирательствах", — отметил эксперт.
Не исключает он, что украинские власти решатся и на более радикальный вариант. "Они могут сказать, что им недоплатили, транзит не оплачен, и перекрыть транзит или отобрать часть газа в качестве оплаты. А это уже приведет к полноценному транзитному кризису. Последствия могут быть самыми печальными для европейских покупателей", — описал Гривач этот сценарий.
При этом он затруднился сказать, какой вариант развития событий считает более вероятным. "Вероятность какой-то искусственной специальной радикализации (ситуации — ред.) есть, поскольку Украине нужен инструмент давления не только на Россию, но и на ЕС в части получения денег. Кроме того, я думаю, что есть силы, которые заинтересованы в эскалации ситуации, чтобы создать риски поставок российского газа в Европу и объявить, что эти поставки ненадежны", — заключил эксперт.