В создавшейся обстановке России надо не только максимально использовать все возможные каналы для доведения своей позиции до широкой аудитории в разных государствах, но и усилить военно-патриотическую работу среди граждан РФ. В первую очередь среди молодёжи. Хотя до вооружённого столкновения России с Турцией дело, к счастью, не дошло, юноши и девушки должны знать, что в начале всех русско-турецких войн, которых было больше десятка, турки устраивали провокации и делали громкие заявления, обещая разгромить русские войска. На деле битыми оказывались сами турки. И об этом надо знать.
Чтобы вдохновляющий опыт истории был молодёжи известен, его надо пропагандировать. Удручает то, что сразу два юбилея славных побед России над Турцией, остались почти незамеченными.
Юбилей взятия Измаила
22 декабря исполнилось 225 лет взятию русскими войсками под командованием Александра Суворова турецкой крепости Измаил.
Цитадель на левом берегу Дуная накануне русско-турецкой войны 1787 — 1791 гг. была перестроена и укреплена под руководством немецких и французских инженеров. С трёх сторон Измаил опоясал шестикилометровый крепостной вал с земляными и каменными бастионами. Высота вала достигала 8 метров. Перед ним простирался ров шириной 12 метров и глубиной до 10 метров. Южную сторону перекрывал Дунай. Оборону Измаила держал хорошо вооружённый 35-тысячный гарнизон, располагавший 265 орудиями. Турки считали крепость неприступной.
Генерал-аншеф Александр Суворов так не думал. Готовя войска к штурму, он приказал вырыть рядом с лагерем ров и насыпать вал по типу измаильского. Каждую ночь солдаты обучались необходимым при штурме манёврам: преодолевали ров, потом вал, штыками кололи чучела врагов.
7(18) декабря Суворов отправил коменданту крепости свой ультиматум: "24 часа на размышление и воля; первые мои выстрелы уже неволя; штурм — смерть". Следуя давней турецкой традиции делать громкие заявления, Мехмет-паша надменно ответил: "Скорее небо упадёт на землю, и Дунай потечёт вспять, чем падёт Измаил".
11(22) декабря Суворов, громивший турецкие войска всякий раз, когда с ними сталкивался, обратился к войскам: "Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что ничто не может противиться силе оружия российского…".
Храбрые русские воины полководца не подвели. Вечером того же дня в рапорте князю Григорию Потёмкину Суворов писал:
"Жестокий бой, продолжавшийся внутри крепости, чрез шесть часов с половиною, с помощью божиею, наконец решился в новую России славу. Мужество начальников, ревность и расторопность штаб- и обер-офицеров и беспримерная храбрость солдат одержали над многочисленным неприятелем, отчаянно защищавшимся, совершенную поверхность, и в час пополудни победа украсила оружие наше новыми лаврами…
Таким образом совершена победа. Крепость Измаильская, столь укреплённая, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков; упорство неприятеля, полагавшего надменно надежду свою на число войск, низринуто".
Штурмом Измаила Суворов вписал новую страницу в развитие военного искусства. Хорошо укреплённая и казавшаяся неприступной крепость была взята не после длительной осады, а в результате массированной атаки девятью колоннами с нескольких направлений и с использованием речной флотилии. Противник потерял 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными. Спастись бегством удалось лишь одному турку, переплывшему Дунай на бревне.
Столетие Эрзерумской операции
100 лет назад, 28 декабря 1915 года (по новому стилю — 10 января 1916 года) началась Эрзерумская операция Русской императорской армии, результат которой имел не только военное, но и большое морально-психологическое значение.
1915 год оказался очень тяжёлым и для России, и для её союзников по Антанте. Германские войска генерала Августа фон Макензена, нанеся мощный удар по позициям Юго-Западного фронта в районе Горлицы (Горлице), вынудили их уйти из Галиции. 22 мая (3 июня) 1915 года был оставлен Перемышль, а 9(22) июня Львов. Были потеряны завоевания первых месяцев войны и около 500 тысяч убитыми, ранеными и пленными.
Тем временем англичане и французы попытались овладеть Проливами, начав наступление со стороны Дарданелл. Эта операция имела и геополитическую подоплёку. "Союзники первоначально хотели избежать ясности в определении будущего Константинополя и Проливов, что вызвало большую обеспокоенность русского МИДа. Возникает ощущение, что никто в Париже и Лондоне не хотел первым отказывать русскому союзнику", — пишет историк Олег Айрапетов.
Вопреки расчётам англичан и французов, турецкие войска под командованием германского генерала Лимана фон Сандерса отразили все атаки. И хотя турки потеряли убитыми, ранеными и больными 250 тысяч бойцов, потери союзников были больше. Дарданелльская операция обошлась Великобритании в 211 тысяч, а Франции — в 60 тысяч человек. А главное — турки выстояли, тем самым одержав важную победу. В декабре 1915 года началась эвакуация галлиполийского десанта англо-французских сил. Успех турецкой армии поднял её дух.
Поскольку часть турецких войск могла быть переброшена против русских войск, командующий Кавказской армией генерал от инфантерии Николай Юденич предложил как можно быстрее перейти в наступление. Целью операции было взятие Эрзерума (Эрзрума) — главной турецкой базы для действий против российского Закавказья. Окружённая глубоким рвом крепость была хорошо укреплена, каждый форт являл собою многоярусную каменную башню с амбразурами для орудий и пулемётов.
Как отмечает военный историк Николай Шефов, "операция вылилась в борьбу за заснеженные горные перевалы и обходы турецких позиций по горным хребтам при 30-градусном морозе и вьюгах. Вся тяжесть наступления легла на пехоту, поскольку конница не могла преодолеть заснеженные кручи. Солдаты втаскивали заледенелые орудия на руках и ночевали в выкопанных в снегу траншеях".
Число обмороженных за время операции составило шесть тысяч человек. И это при том, что командование заблаговременно предприняло меры по снабжению войск тёплой одеждой. Начальник отделения управления генерал-квартирмейстера штаба Кавказской армии полковник Евгений Масловский свидетельствовал:
"Каждый боец получил: тёплые портянки и пару валенок, которые он надевал на ночлегах, снимая кожаные сапоги; короткий, до колен, полушубок, не стеснявший движений; стёганые на вате шаровары, папаху с отворачивающимся назатыльником; тёплые варежки и шинель, на походе скатанную. На подвоз войскам топлива обращалось особое внимание. На случай необходимой маскировки было приказано во всех частях заготовить для всех бойцов белые коленкоровые халаты и белые чехлы на шапки.
С целью предохранения глаз от ослепления в яркие солнечные дни войска 1-го Кавказского армейского корпуса получили защитные очки. Так как район наступления названного корпуса был безлесный, и подвоз дров был почти невозможен, то все бойцы пехоты и конницы должны были при наступлении нести по два полена дров для обогревания на ночлегах. Кроме того, наступавшие роты должны были иметь с собой толстые доски или жерди для устройства переправ через ручьи, чтобы люди не мочили себе ног и затем не отмораживали их. Для помощи при обмораживании в ротах имелись запасы "несолёного сала"".
Ровно месяц русские войска пробивались к Эрзеруму и готовились к решающему штурму крепости. Он начался 29 января (11 февраля) с короткой артиллерийской подготовки. Упорные и кровопролитные бои продолжались до 3(16) февраля, когда крепость пала.
Список трофеев огласил Олег Айрапетов: "На главной оборонительной линии фортов было захвачено 197 исправных орудий разного калибра, а в центральной ограде крепости — ещё 126. В плен попало 235 офицеров и 12753 нижних чина. При преследовании было захвачено ещё 79 орудий. О характере деморализации турецкой армии можно было судить по количеству русских трофеев. В первый день штурма было захвачено 6 орудий противника, во 2-й — еще 7, в 3-й — 29, в 4-й — 70, в 5-й — 200. На фортах и в городе противником было оставлено большое количество боеприпасов, пороха, продовольствия, скота".
Наступление продолжалось до конца марта. Противник был вынужден отступить от Эрзерума на расстояние более 100 км. По свидетельству фон Сандерса, это поражение явились шоком для турецкого командования. В течение нескольких месяцев оно скрывало информацию о нём от населения страны.
Успех русских войск на турецком фронте вызвал большой переполох не только в стане противников России. Заволновались и союзники по Антанте, которых отнюдь не радовала перспектива чрезмерного укрепления России в Малой Азии и зоне Проливов.
Впрочем, и успехи России в Сирии в борьбе с запрещённой в РФ террористической группировкой ИГ не порадовали не только Эрдогана, но и англичан и американцев.