"В 2016 году Кремль попытается максимально пресекать внутриэлитные конфликты"
2015 год для Кремля стал периодом довольно острожной федеральной политики и экспериментов в региональной.
Год оказался почти столь же «урожайным» на уголовные дела против глав регионов, как и все предыдущие 15 лет вместе взятые. В течение 2015 года уголовные дела возбуждают против трех губернаторов. На фоне громких процессов над главой Коми Вячеславом Гайзером и его сахалинским коллегой Александром Хорошавиным менее резонансным стало предъявление обвинения экс-главе Брянской области Николаю Денину. В мае ушедшего ода он был заподозрен в превышении должностных полномочий. Причем, если в 2000-е годы под судом чаще оказывались губернаторы, не вписывающиеся в систему, то их нынешние собратья по несчастью в конфликтах с Кремлем были не замечены, хотя, судя по всему, имели недоброжелателей на федеральном уровне. Так, вал негативных материалов в общероссийских СМИ против того же Денина плавно нарастал в течение нескольких лет до его отставки.
Почему даже очень серьезные подозрения в отношении многих губернаторов в 2000-е так и не перерастали в уголовные дела и заканчивались просто почетной отставкой, а сейчас их коллегам везет куда меньше? Тут, видимо, совпало несколько факторов. В «нулевые» годы центр еще помнил о губернаторской вольнице 1990-х и действовал весьма осторожно. Про многих губернаторов-старожилов 2000-х говорили, что их отставка приведет как минимум к коллапсу власти в их регионах. Но подобное нельзя сказать про подавляющую часть нынешних губернаторов. Поэтому и центр может спрашивать с них куда жестче. Кроме того, коррупционные финансовые потоки — это мощный сегмент теневой экономики. А теневая экономика — это потенциальные ресурсы для «цветных революций» и антигосударственного подполья. Конечно, вряд ли губернаторы, ныне оказавшиеся под судом, вообще питали какие-либо антиправительственные планы. Но ведь, где тонко, там и рвется. Как говорил один из героев Стругацких, «никакая сила не остается долго без хозяина». Стиль Владимира Путина — предотвращать именно потенциальные угрозы. Резонанс от «губернаторских» процессов, однако, не отменяет другого факта. Удары по коррумпированным чиновникам участились, но удары это точечные. Кремль достаточно осторожен, чтобы вносить в ряды бюрократических элит действительно серьезную панику.
Ушедший год ознаменовался первым после возвращения губернаторских выборов поражением действующего главы региона — в Иркутской области. Данные выборы еще раз показали, что в случае конкурентной кампании действующему губернатору нужно заранее выстраивать «глубоко эшелонированную оборону». Прежде всего, не допускать монополизации оппозиционного поля одним кандидатом, добиваться, чтобы как можно больше ресурсов самых опасных конкурентов было отвлечено на борьбу с другими оппозиционерами, а не с главой региона. В то же время, вряд ли иркутский прецедент в дальнейшем будет легко распространить на другие регионы, даже с внутриэлитными конфликтами и слабыми губернаторами. При наличии муниципального фильтра и серьезной федеральной поддержки губернаторы смогут останавливать опасных конкурентов «на дальних подступах». Тут важна позиция, которую в каждом конкретном случае займет центр.
По сути, самым резонансным фактором федеральной политики в ушедшем году стал перенос думских выборов с декабря на сентябрь 2016 года. Это дополнительно стимулировало подготовку партий к этим выборам. Впрочем, рост активности партий в этом направлении наблюдался еще с конца 2014 года.
В 2016 году Кремль попытается максимально пресекать внутриэлитные конфликты, которые часто провоцируют и протестную активность. Недаром Путин в конце уходящего года несколько раз дал понять, что не имеет претензий к правительству и Центробанку. Это тоже может быть попыткой обуздать внутриэлитные войны, осадить других претендентов на руководящие посты в этих структурах. В то же время, важным фактором риска станет приближающаяся думская кампания. Пока довольно рискованную тактику выбирает «Единая Россия» и ее кураторы. Отметим планы сделать главой списка партии Дмитрия Медведева, не обладающего серьезным электоральным потенциалом или заявление Вячеслава Володина, что «Единая Россия» пойдет на выборы «с либеральной повесткой». Но не исключено, что ближе к весне 2016 года единороссы все-таки резко поменяют тактику, дистанцируются от правительства и даже начнут умеренный «огонь по штабам», перейдя к критике ряда федеральных чиновников и региональных глав.