Мэр Геническа, выдвиженец «Оппозиционного блока», Александр Тулупов оказался перед дилеммой: заморозить город, тем самым поставить крест на собственной карьере управленца, либо запросить «голубое топливо» у крымских коллег, нарушив постановление горсовета от 3 апреля 2015 о признании России «государством-агрессором», с безрадостной перспективой получить «черную метку» от «патриотически настроенных активистов» как «пособник Кремля».
Выбор был сделан в пользу второго варианта, и к 10 января правительство Крыма, по словам премьера Аксенова, поставило в Геническ 33 тысячи кубометров газа в рамках поручения президента РФ об оказании гуманитарной помощи.
Безусловно, в данной истории есть ряд «белых пятен». Например, городской голова Геническа, не лишенный, очевидно, инстинкта политического самосохранения, категорически отрицал обращение к российской стороне, а киевские власти настаивают на том, что город снабжался газом украинской добычи, хранившимся, согласно предварительных договоренностей, в крымских ПГХ.
В сухом же остатке важно то, что Херсонщина, пользующаяся репутацией пророссийской области в националистических кругах, избежала полномасштабного инфраструктурного и коммунального коллапса.
Газовые подарки
Впрочем, в ситуации с Геническом есть несколько важных аспектов, имеющих долгосрочные последствия, на которых необходимо остановиться подробнее.
Прежде всего, следует отметить, что Россия, вопреки националистическим фобиям, абсолютно не заинтересована в деструкции Украины, так как, в противном случае, будет поставлено под большой вопрос функционирование украинской ГТС.
Несмотря на разлад российско-украинских взаимоотношений и череду «газовых войн», начавшихся в эпоху Ющенко-Тимошенко, Украина по-прежнему остается ключевым транзитером российского топлива. Более того, в 2015 году транзит газа в страны Южной и Центральной Европы через территорию Украины увеличился на 7,9% – до 67,1 млрд кубометров.
В эту же логику, купирования деструктивных тенденций, не обращая внимания на крайне антироссийскую политику киевского режима, укладывается и поддержание Россией систем жизнеобеспечения Украины.
Речь идет о периодической аварийной помощи из-за дефицита мощностей в украинской энергосистеме, пик которой составлял до 900 мегаватт, а так же о предоставлении преференций (скидок) на закупку энергоносителей. К слову, победные реляции украинского Кабмина о достижении энергетической независимости от РФ разбиваются о суровую действительность – помимо газа и ядерного топлива, за время правления «евроинтеграторов» Украина начала закупать и уголь, и электроэнергию у своего северного соседа.
До тех пор, пока сохраняется инфраструктурное единство постсоветского пространства, вопреки настойчивому желанию властей определенных государств разорвать его, Россия будет поддерживать своих соседей в трудные минуты. Нечто подобное произошло зимой 2012, когда своенравный президент Узбекистана Ислам Каримов перекрыл вентиль Кыргызстану – возобновление газоснабжения взяли на себя Россия и Казахстан. Либо в 2010 году в той же Киргизии – сразу после апрельской революции РФ обеспечила бесперебойные поставки горюче-смазочных материалов.
Украина — Конфедерация
Генический энергетический кризис наглядно продемонстрировал факт распада государственного механизма Украины и фактический переход к квазиконфедеративному устройству. Если мелкий чиновник вынужден обращаться к России, а не к собственному руководству в Киеве – это является атомизацией страны и постепенным уходом регионов из сферы влияния центра.
Вполне вероятно, что местные власти Львовской и Закарпатской областей, где новый год начался с крупных аварий на магистральных газопроводах – три тысячи абонентов остались без газа, переймут опыт мэра Геническа, обратившись за помощью к Польше, Венгрии и Словакии, откуда Украина получает «реверсный» газ (тот же российский газ, однако на 15-20 долларов дороже, чем напрямую из РФ).
Рискнем предположить, что подобные политэкономические примеры федерализации и конфедерализации «снизу» станут основой для перезагрузки Украины на условиях предоставления регионам широких полномочий.
Таким образом, откроется дополнительное окно возможностей для реализации в полном объеме Минских соглашений, где ключевой вопрос – конституционные изменения в части особого статуса отдельных районов Донбасса. Тем более, что международные акторы достигли консенсуса относительно Минска-2, что внушает осторожный оптимизм относительно перспектив урегулирования украинского кризиса и восстановления отношений Украины со странами СНГ.
Денис Антонович