"У меня нет универсального средства от существующих в мировой и российской экономике в настоящий момент проблем, но как-то пытаться влиять на ситуацию, в том числе и на рынок углеводородов, можно", - сказал глава кабинета министров.
Медведев подчеркнул, что ряд базовых принципов и ключевых институтов мировой экономики были нарушены. "Нам еще предстоит понять, было ли это временным сбоем системы, или пора формулировать новые законы сосуществования", - заявил Медведев, подчеркнув, что сейчас традиционные институты перестают работать. Причем такие проблемы встают не только перед сырьевыми державами, но и перед потребителями их ресурсов.
"Яркий пример тому - рынок нефти, где по итогам 2015 года предложение опережает спрос, но при этом добыча продолжает расти, - сказал он.
О ценах на нефть и бюджете
Ситуация на Ближнем Востоке никак не повлияла на падение цен на рынке нефти, также указал Медведев. "На рынке нефти по итогам 2015 года предложение опережает спрос, но при этом добыча продолжает расти. Традиционные механизмы координации цен в рамках ОПЕК не восстанавливают баланс, и даже ситуация на Ближнем Востоке, которая еще десятилетия назад оживляла нефтяной рынок, сейчас практически на него никак не повлияла", - сказал премьер.
Вместе с тем, если цены на нефть продолжат падать, потребуется уточнение бюджета, нужно готовиться к худшему, предупредил Медведев.
"Если цены на нефть и дальше будут падать, то параметры бюджета потребуют уточнения. Это нужно понимать, нужно приготовиться к худшему сценарию, как это делают и в других странах", - заявил глава кабинета министров.
Об устойчивости рыночных механизмов
Медведев уверен, что российская экономика устойчива даже в условиях западных санкций. Однако, по его оценке, "все это - только первые признаки адаптации".
Председатель правительства отметил, что некоторые отрасли российской экономики повысили свою эффективность. "Сейчас условия для реиндустриализации страны даже улучшились, Россия перестает болеть "голландской болезнью", при которой излишне крепкая национальная валюта делает продукцию собственной промышленности неконкурентоспособной", - считает Медведев.
По его словам, "российские металлургические компании стали лидерами по показателям себестоимости - одной из самых низких в мире, устойчивый рост демонстрируют сельское хозяйство и химическая промышленность, и машиностроительный комплекс".
Премьер назвал ситуацию в экономике страны в целом "хоть и непростой, но управляемой". В частности, удалось смягчить влияние внешних шоков, в том числе с помощью антикризисного плана. Глава кабмина назвал в качестве позитивной тенденции, которую РФ будет закреплять в 2016 году, низкий уровень внешнего долга и большие золотовалютные резервы страны.
"Это во многом обеспечивает устойчивость нашей финансовой системы", - подчеркнул премьер. Медведев заметил, что в 2015 году, несмотря на трудности в экономике, рублевые депозиты граждан и компаний росли. "Бегства от рубля не произошло, - констатировал он. - И почти в два раза снизился отток капитала".
Премьер напомнил о том, что в начале 2015 года "у нас были очереди в обменники, паника на рынках, самые мрачные прогнозы по росту безработицы". "Еще известное обещание извне - порвать нашу экономику в клочья. Этого не произошло. Ситуация в экономике, хотя и непростая, но управляемая", - заключил Медведев.
О болезненных последствиях кризиса
Снижение уровня жизни людей, в том числе - среднего класса, является самым болезненным последствием экономических трудностях в российской экономике, заявил Медведев.
"Самое главное и самое серьезное для нас - падение доходов людей", - констатировал Медведев. По его словам, люди в России "стали беднее, пострадал средний класс - и это, пожалуй, самые болезненные последствия экономических ударов прошлого года".
Премьер-министр РФ подчеркнул, что это произошло на фоне того, что в последние 15 лет России удалось добиться серьезных успехов в борьбе с бедностью.
Причем, подчеркнул он, работа на социальную сферу и на рост благосостояния людей - иногда даже в ущерб структурным преобразованиям - было осознанной политикой властей РФ в этот период.
"Реформы - это всегда больно, мы это хорошо знаем по 1990-м годам. Поэтому, на сверхдоходы от нефтяного сектора мы повышали зарплаты и пенсии, строили больницы и детские сады. Мы, конечно, проводили модернизацию, но не теми темпами, которые могли бы (быть), если бы у нас не было таких социальных расходов", - подчеркнул Медведев. Таким образом, констатировал он, в эти 15 лет доходы людей увеличивались быстрее, чем росла экономика.
"Если хотите, рост благосостояния обгонял модернизацию, - заключил премьер. - И, в итоге, с начала 2000-х годов мы сократили масштабы бедности вдвое".
О мерах поддержки граждан
Будут приниматься меры по росту экономики и по перелому тенденции к снижению уровня жизни, заверил глава правительства, пообещав адекватные нынешней ситуации меры социальной поддержки.
Кризис особенно серьезно ударил по социально уязвимым гражданам, "по тем, кто может надеяться только на помощь государства", отметил Медведев.
"Мы не будем призывать их набираться терпения и подождать, пока не начнется экономическое оживление. Жизнь невозможно отложить до лучших времен. В области социальной поддержки будем принимать самые энергичные меры, адекватные нынешней ситуации", - заверил глава правительства.
Он напомнил, что ряд шагов в этом направлении был сделан еще в прошлом году - в частности, была дана возможность на получение единовременной выплаты из средств материнского капитала, были проиндексированы страховые пенсии. "В ближайшее время может потребоваться и ряд дополнительных мер социальной поддержки", - сказал Медведев.
Он также пообещал продолжать поддержку рынка труды - прежде всего, в виде помощи ключевым для регионов предприятиям в транспортной отрасли, в машиностроении, жилищном строительстве, автомобилестроении и легкой промышленности.
О помощи бизнесу
Выступая на форуме, он заявил о планах по помощи предприятиям.
"Эти и другие меры должны способствовать достижению одной из важнейших целей - переломить тенденцию падения уровня жизни людей. Но главный способ ее достижения - добиться устойчивого роста экономики", - сказал Медведев.
По его словам, эта задача в нынешних условиях - сложная, "но у нас никогда и не было легких задач".
Уровень обложения налогом малого и среднего бизнеса останется неизменным, также заверил премьер-министр. "Условия обложения единым налогом на вмененный доход для малого и среднего бизнеса на 2016 год останутся неизменными", - отметил он, выступая на пленарном заседании форума.
Премьер заверил, что власти продолжат поддержку малого и среднего бизнеса, несмотря на непростой период в экономике.
Говоря о проблеме дефицита "длинных денег" в экономике, глава кабмина напомнил о таком способе ее решения, как стимулирование активности на финансовом рынке - рынке корпоративных облигаций. Медведев заявил, что в правительстве прорабатывают предложения по освобождению от налогообложения купонного дохода, в том числе от его обложения НДФЛ. "Инвесторы, включая и многих обычных людей, получат новый источник дохода, новый инструмент для того, чтобы зарабатывать", - подчеркнул премьер.
Будет продолжена работа по либерализации уголовного законодательства в сфере предпринимательской деятельности, также указал Медведев.
О ситуации в банковском секторе
Премьер-министр считает, что одной из основных проблем в банковской сфере остается высокая ставка по кредитам.
"Основной проблемой остается высокая процентная ставка. Поэтому мы продолжим работать с таким механизмом, как ее субсидирование, - заявил он на пленарном заседании. - Также будет продолжен отбор для участия в программе поддержки инвестпроектов, реализуемых на основе проектного финансирования".
Вместе с тем, по оценкам Медведева, банковский сектор работает стабильно, в том числе благодаря мерам по докапитализации кредитных организаций. "Стабильно работает банковский сектор. Центральный Банк проводит последовательную политику по его очищению. Это болезненный, конечно, процесс. Прежде всего для клиентов закрывающихся банков, - заявил он. - Но иначе не обеспечить долгосрочную устойчивость банковской системы".
Об импортозамещении
Премьер-министр заявил о продолжении отраслевых планов импортозамещения в 2016 году.
"Мы продолжим реализацию отраслевых планов импортозамещения и в этом году, в частности, через фонд развития промышленности - будет проведена его докапитализация еще на 20 млрд рублей", - сообщил глава кабинета министров на Гайдаровском форуме.
По оценке председателя правительства, "главный итог прошлого года в том, что наша экономика выдерживает отсутствие прежнего мощного притока нефтегазовой ренты". "Важным свидетельством стал, хотя и небольшой, сдвиг в структуре федерального бюджета в сторону преобладания доходов, не связанных прямо с нефтегазовым сектором", - отметил Медведев.
Председатель правительства также обратил внимание на внедрение еще одного механизма поддержки промышленности - специальных инвестиционных контрактов.
"Мы будем концентрировать усилия именно на конкурентоспособных компаниях и отказываться от поддержки тех, кто никогда не будет конкурентоспособен", - заверил Медведев.
Он пояснил: "Ведь импортозамещение может приводить к росту благосостояния только, если сама продукция, услуги конкурентоспособны на мировом уровне, 10 мировых чемпионов гораздо ценнее тысячи национальных монополистов, которым обеспечили отсутствие соревнования". "Даже если принимать во внимание рабочие места, которые они создают, и налоги, которые они платят", - добавил премьер.
О выходе на траекторию роста
По словам Медведева, остановка падения ВВП не означает автоматического роста, есть угроза депрессии, из которой выйти не менее трудно, чем из кризиса Глава правительства предостерег от поддержания роста экономики на уровне "плюс - минус ноль", призвав при этом искать источники роста.
Вместе с тем, российская экономика должна учиться работать, не полагаясь на доходы от экспорта энергоресурсов, уверен Медведев. "Мы сейчас фактически создаем новую модель экономического роста", - сказал он. Глава кабинета министров привел в пример ряд российских регионов, которые живут без нефтегазовых доходов, вовремя модернизировав свои производства и найдя инвесторов.
"Это пример, к которому мы должны стремиться в масштабах всех страны", - заявил Медведев.
"Максимальная свобода от сырьевой ренты - это еще и вопрос геополитической независимости страны, а потому мы должны работать на то, чтобы предложить мировому рынку нечто более интересное и конкурентоспособное, чем сырье", - сказал премьер.
О структурных сдвигах в экономике без привлечения частного капитала речи не может быть речи, отметил глава правительства РФ.