По данным на 28 января в одном из самых тяжелых по подъему заболеваемости городов – в Санкт-Петербурге – диагноз «грипп» официально подтвержден у 590 заболевших.
В Петербурге от гриппа и его осложнений по официальным данным скончались 22 человека, из них две беременные. В 80% у всех заболевших диагностируется грипп H1N1 пандемический-2009, или так называемый свиной грипп.
Как сообщил Федеральному агентству новостей (ФАН) начальник отдела мониторинга иммунизации населения Городской инфекционной больницы им. С. П. Боткина Олег Парков, из 590 заболевших прививка от гриппа была сделана только у одного пациента. Он переболел гриппом в легкой форме и избежал осложнений в виде тяжелейшей пневмонии, от которой, в большинстве случаев, и умирают заболевшие. Олег Парков также подтвердил, что все умершие были не вакцинированы.Заметим, что врач-эпидемиолог Олега Парков в течение нескольких десятков лет возглавлял отдел эпиднадзора Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и известен как один из самых профессиональных специалистов в этой области.
Корреспондент ФАН поинтересовался у Олега Паркова, откуда взялось столь большое количество заболевших, если, как утверждает комитет по здравоохранению и Роспотребнадзор, в минувшем 2015 году в Северной столице было привито рекордное количество – почти 1,5 млн человек, или 32% населения.
«Для сдерживания роста заболеваемости необходимо, чтобы вакцинированы были 95% населения, как и при всех капельных инфекциях. Из-за высокой циркуляции вируса, из-за того, что сам грипп в этом году действительно тяжелый, а также благодаря традиционному эпидподъему заболеваемости гриппом, который происходит каждые 2-3 года и сложилась нынешняя ситуация. В следующем году такого подъема не будет, как не было его и в 2014, и в 2015 годах, когда заболеваемость была вялотекущей. А вот через 2-3 года будет новый подъем».
Как рассказывал эпидемиолог, за 30 лет работы в этой системе не было ни одного случая летального исхода от гриппа у людей, сделавших прививки.
«Да, человек может заболеть, но это будет либо не грипп, либо грипп пройдет в легкой форме без осложнений и тем более без летального исхода. Особенно трудная ситуация с беременными. В 2015 году в Петербурге были привиты всего 4 тысячи женщин в положении. Остальные говорят, что боятся делать прививку. Про опасность краснухи для беременных уже знают, что она вызывает мутации у плода, и прививки начали делать. А грипп вроде и не опасен. И вот результат: две беременных умерли! А ведь вакцинироваться от гриппа можно начиная с 6 месяцев от роду. В опасности и младенцы до 6 месяцев – откуда у них будет иммунитет к гриппу, если мать не защищена? Получается, что прививку сделать страшно, а умереть и подставить под угрозу жизнь ребенка – не страшно».
От мифической простуды – до гриппа
Одна из традиционных баек населения и любимый вопрос журналистов на «гриппозных» пресс-конференциях: почему абсолютному количеству заболевших даже в период эпидемии в качестве диагноза ставят все, что угодно – от ОРВИ и катаральных воспалений – до мифической простуды, а вот диагноз «грипп» пишут в исключительных случаях? До недавнего времени врачи, как могли, отбивались от подобных вопросов и уверяли, что особо тяжелые случаи лабораторно диагностируются и что врачам, якобы, не имеет никакого смысла скрывать грипп.
Однако, как удалось узнать журналисту ФАН, раньше врачи действительно ставили в качестве диагноза условное ОРВИ без надлежащей диагностики. Во-первых, это было попросту неудобно: надо брать мазки, везти их в лабораторию, ждать очереди. А во-вторых, не хватало эффективного диагностического оборудования и поэтому его использовали только для подтверждения особо трудных случаях либо, как говорят врачи, для своих, то есть по блату. Например, если надо было точно узнать диагноз родственника, знакомого или «важного» пациента.
О подобных случаях диагностики гриппа сообщается и сейчас. Так, 26 января СМИ сообщили, что в Красноярске, например, врачам якобы запретили диагностировать свиной грипп под страхом увольнения. Позже выяснилось: действительно запретили, но с важным уточнением – без подтвержденных анализов.
«Диагноз «грипп» может быть подтвержден только лабораторным путем. Диагностируются не только грипп, но и тяжелые случаи ОРВИ. И я считаю, что статистика подтвержденных случаев должна быть известна. Вся информация по заболеваемости по Петербургу идет через меня, и я не вижу причин скрывать ясные подтвержденные диагнозы. Люди должны знать, иначе они так и не дойдут до вакцинации», - считает врач-эпидемиолог Олег Парков.
По данным НИИ гриппа, на 4 неделе 2016 года (с 18 по 24 января) уровень заболеваемости населения в целом по стране существенно повысился, достиг 91,9 случаев на 10 000 населения. Грипп впервые превысил еженедельный эпидемический порог на 48,8%. При этом в НИИ гриппа опираются только на установленные данные. Так, лабораторными методами при обследовании 4924 больных гриппом и ОРВИ в 54 городах страны грипп был подтвержден в 1654 (33.6%) случаев. Доминировал вирус гриппа A(H1N1)pdm09 (свиной), который и был выявлен в 91,9% случаев.
Между тем специалисты не очень охотно говорят о том, почему еще несколько лет назад диагностика была столь вялой, а сейчас на исследование начали возить буквально каждый чих.
Как объяснил ФАН информированный источник в Роспотребнадзоре, причина в вышедшем 18 ноября 2013 года постановлении Главного государственного санитарного врача РФ № 63 г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций».
По словам медиков, эти правила обязывают лабораторно проверять каждый сомнительный случай заболевания и без подобной диагностики никакой профанацией не заниматься.
«Случаи гриппа подразделяются на «подозрительные», «вероятные» и «подтвержденные». «Подозрительным» считается случай острого заболевания, отвечающего стандартному определению случая в пункте 2.2. «Вероятным» считается случай острого заболевания, при котором имеются клинические признаки гриппа и эпидемиологическая связь с другим подтвержденным случаем данной болезни. «Подтвержденным» считается случай гриппа после лабораторного подтверждения диагноза (любыми стандартизованными в Российской Федерации методами, рекомендованными для диагностики гриппа, доступными для лаборатории, в том числе методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), серологическим или вирусологическим методами). Лабораторно подтвержденный случай необязательно должен отвечать клиническому определению случая», - говорится в постановлении главного санитарного врача Анны Поповой.
Также в документе уточняется, что лабораторное обследование в целях идентификации возбудителя гриппа и ОРВИ проводится в обязательном порядке при госпитализации больного по поводу острой респираторной инфекции (тяжелые и необычные формы заболевания); заболевании лиц с высоким риском неблагоприятного исхода гриппа и ОРВИ (в том числе детей до 1 года, беременных, лиц с хроническими заболеваниями сердца, легких, метаболическим синдромом и других); регистрации очагов ОРВИ с множественными случаями заболеваний в организованных коллективах детей и взрослых с числом пострадавших 5 и более человек в один инкубационный период, заболевания лиц из организаций с круглосуточным пребыванием. Кроме того, в постановлении сказано, что в период эпидподъемов заболеваемости окончательный диагноз «грипп» может быть установлен как на основании лабораторного подтверждения, так и на основании клинических и эпидемиологических данных.
«Ответственность за полноту и своевременность диагностических и лечебных мероприятий в отношении больных гриппом и ОРВИ несет руководитель медицинской организации или медицинский работник, осуществляющий частную медицинскую деятельность в установленном законодательством порядке», - говорится в документе руководителя федерального санитарного ведомства.
Таким образом, у врачей появилась не только необходимость, но и обязанность лабораторно подтверждать грипп. А власти регионов, в свою очередь, должны позаботиться о том, чтобы было, где это все делать.
Например, в Санкт-Петербурге лабораторную базу пришлось серьезно обновить после пандемии свиного гриппа в 2009-2010 годах. Как рассказали корреспонденту ФАН в комитете по здравоохранению Петербурга, было закуплено все необходимое оборудование как для диагностики, так и для лечения, включая аппараты ИВЛ, так называемые тесты ПЦР-диагностики (полимеразной цепной реакции), экспресс-тесты.
«Сейчас проблем с лабораторной базой в Петербурге нет. Медики ставят диагноз, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» подтверждает. Так что проблем с диагностикой нет», - уточнили в комитете по здравоохранению.
Лежать, бояться!
В регионах страны паника и истерика из-за пропажи из аптек широко разрекламированных и, якобы, единственно эффективных при гриппе препаратов «Тамифлю» и «Реленза». В Санкт-Петербурге, например, наличием этих лекарств озаботилась даже прокуратура.
Напомним, ставшие продукты швейцарской компании Hoffmann - la Roche последние два года производит в Курске «Фармстандарт», известный также как производитель нашумевшего «Арбидола».
Однако большинство врачей доказательной медицины скептически оценивают эффективность как модных лекарствах «от гриппа», так и популярные среди молодых мам методы борьбы с вирусом при помощи иммуномодуляторов, особенно гомеопатических.
«Те же «Тамифлю» и «Релензу» не надо принимать без указаний врача. Во-первых, это довольно дорогое удовольствие, во-вторых, откуда без врача вы знаете, показан вам этот препарат или нет? Достаточно любых доступных противовирусных препаратов, которые и сейчас спокойно лежат в аптеках. И, конечно, старые добрые правила: мыть руки с мылом, больше пить витаминных напитков, избегать общественных мест», - считает Олег Парков.
Ажиотажно раскупленные в Петербурге 9 миллионов масок – не более чем паллиативная помощь, вспомогательное средство, причем способное из защитника превратиться во врага при неправильном использовании.
«Маска не рассчитана на ношение при физической нагрузке (быстрой ходьбе по улице). При надетой маске у человека возникает гипоксия и форсированное усиленное дыхание, так как воздух, деформируя маску, проскакивает по ее краям. Зайдя в помещение, где уже находятся люди, человек некоторое время продолжает также дышать вместо носа ртом через эти щели. В итоге человек вместо гриппа с назофарингитом и трахеитом «зарабатывает» пневмонию, поскольку вирус проходит через верхние дыхательные пути, - считает Олег Парков. - Маски имеет смысл носить не для того, чтобы не заразиться, а чтобы не заразить других, будучи уже больным, то есть чтобы частички выделений слизистой не попадали на других людей. Неправильно надетая (только на рот) маска также ни от чего не спасет, потому что слизистая носа остается незащищенной. А ношение маски на улице и вовсе вредно».
Вообще из комментариев врачей складывается впечатление, что реально действующих лекарств от гриппа не существует и все сводится к старому доброму дивану с компрессом на голове. Отчасти так и есть, и это подтверждают клинические фармакологи.
Так, главный клинический фармаколог Петербурга Александр Хаджидис неоднократно заявлял, что лекарств, обладающих противовирусной активностью, очень мало. Кроме того, они очень дороги и достаточно токсичны.
Активно раскупаемые иммуномодуляторы также до сих пор не имеют доказанной клинической эффективности, а их эффективность - миф, поддержанный рекламой, и эффект плацебо. Особенно категорично настроены фармакологи, инфекционисты, иммунологи и эпидемиологи против гомеопатических средств, позиционируемых рекламой как иммуномодуляторы.
«Например, рекламируемый «Оциллококцинум» - гомеопатическое лекарство, в его составе не видно никакого активного вещества, а потому непонятно, как оно вообще может действовать. Такая же история с «Анафероном», - считает Хаджидис.
Как сообщает информационный портал Pravdaogrippe, созданный в рамках международного фонда «Дети мира», во время предыдущей эпидемии свиного в 2009-2010 годах агентство Министерства здравоохранения и социальных служб США (Food and Drug Administration, FDA, USFDA) опубликовало письмо-предостережение касательно применения гомеопатических препаратов для гриппа и ОРВИ: «Гомеопатические продукты не были одобрены или разрешены FDA для использования для диагностики, смягчения симптомов, предотвращения, лечения гриппа А/H1N1». Не рекомендует использование гомеопатии для лечения гриппа (особенно у детей) и ВОЗ.
В Швеции, согласно существующему законодательству по управлению дополнительными и альтернативными методами лечения вне системы здравоохранения практикующим гомеопатам запрещено оказывать медицинскую помощь детям до 8 лет, больным онкологическими и серьезными инфекционными заболеваниями, а также многим другим группам больных.
В России к гомеопатии и иммуномодуляторам относятся более толерантно. Например, тот же «Анаферон» до 2007 года был зарегистрирован как гомеопатический препарат и только затем переведен в разряд лекарственных средств, при этом состав препарат не изменился и его дозировка вещества не увеличилась. Аналогична ситуация и с популярным «Эргофероном» - он так же содержит гомеопатические дозы разведения неких антител, причем о том, что это препарат гомеопатический, на упаковке не указано.
Еще один широко рекламируемый препарат-иммуномодулятор – «Деринат» - не включен Минздравом в стандарты терапии гриппа и ОРВИ и в список жизненно важных лекарственных препаратов. Его исследования по поводу эффективности при гриппе не проводились, данных по доказательству механизма действия не опубликовано.
В составе еще одной аптечной панацеи – «Кагоцела» - содержится вещество госспипол, запрещенный ВОЗ еще в 1998 году. Однако препарат относится к безрецептурным, что означает его бесконтрольное применение.
Главный инфекционист Петербурга Юрий Лобзин также категорически не советует заниматься самолечением и в качестве наиболее доступных и эффективных средств называет стандартные – гигиену и диету, содержащую витамин С, фитонциды и селен. Юрий Лобзин предупреждает, что при гриппе ни в коем случае нельзя принимать аспирин, так как он может вызвать дополнительные кровотечения.
Его коллега Олег Парков настроен на то, что в целях донесения нужной информации для человека почти все средства хороши. Если уж прививка вовремя не сделана, то пускай человек предпримет хоть какие-то меры, чтобы не заболеть:
«Главное – это разобщение. Сидеть дома, не ходить в общественные места, зайти в аптеку и купить любое противовирусное средство. Да, они не все эффективны, но я не против рекламы – она дает человеку повод хотя бы прислушаться и задуматься».
Мария Александрова