Крах цен на нефть — лишь вершина айсберга
Мы, американцы, возможно и радуемся низкой стоимости бензина при заезде на заправку, но пока цены на нефть продолжают падать, мы также должны помнить о том, какие катастрофические события сопровождали все радикальные обвалы цен на нефть в прошлом.
На данном этапе вопрос не столько в том, «если», или «когда» ударит следующий финансовый кризис. Скорее, он в том, насколько кризис будет велик.
В начале 80-х члены ОПЕК, не считая Саудовской Аравии, добывали намного больше согласованных пределов. К 1986-му саудиты, рассерженные обманом, перестали ограничивать собственное производство. Они наводнили нефтяной рынок и спровоцировали 55-процентный спад цен. Вскоре после этого фондовый рынок за один-единственный день обвалился на 22,6 процента, что стало самой большой единовременной потерей на рынке за всю историю.
А потом ещё был жилищный крах 2008-го, который произошёл после периода безответственного кредитования и раздувшихся цен на недвижимость. Цены на жильё обвалились, оставив банки с неподъёмными долгами. Постепенно кризис раздулся до Великой рецессии. И снова нефть сыграла здесь свою роль, потеряв более 40 долларов за баррель в течение 6 месяцев в начале 2008-го.
Общим знаменателем здесь было падение цен на нефть.
И вот снова то же самое — мы на краю новой катастрофы в результате резкого падения цен на нефть, с безудержной добычей странами ОПЕК и пугливыми инвесторами.
По оценкам Федрезерва Далласа, фактическая стоимость рецессии была где-то рядом с цифрами в $14 триллионов. Сегодняшние цены зловеще находятся гораздо ниже минимумов 2008/2009, упав более чем на 75 процентов со своих пиков 18-месячной давности.
В январе 2015-го Goldman Sachs заявил, что при $70 за баррель около $2 триллионов инвестиций по всему миру подвергаются риску. Сегодняшние цены циркулируют между $28 и $30 за баррель.
По оценкам Standards & Poor’s в целом около $180 миллиардов в долгах находятся под угрозой дефолта. S&P также оценивают, что 50% долгов нефтяных компаний находятся в зоне риска. Без скорого роста цен на нефть мы столкнемся с крупными дефолтами.
По всему миру нефтяные и газовые компании уволили около 250 тысяч человек. Если цены останутся низкими, то эта цифра существенно вырастет. Все связанные с нефтью компании пытаются выжить, и многие ради сокращения расходов вынуждены будут прибегнуть к масштабным сокращениям.
Выплаты долгов для уволенных рабочих станут затруднительны, и потеря рабочих мест медленно распространится на другие сектора.
Объём долгов сектора сланцевой добычи, набранный за эти годы, по разным оценкам колеблется между $500 миллиардами и $1 триллионом. В итоге банки снова окажутся с плохими долгами на своих балансах. Эти проблемы выйдут на первый план, как только крупные компании начнут объявлять дефолты.
Основные финансовые институты в 2007 году были обременены долгами, и сейчас крупнейшие центробанки мира снова в той же ситуации.
Во время кризиса 2007 года центробанки мира предприняли скоординированные шаги, позволившие закачать большие объёмы ликвидности в систему, тем самым облегчив давление. Однако с 2009 года те же самые центробанки следовали политике финансового ослабления, раздувая балансы до пугающих уровней, что показано на графике снизу, и им трудно будет справиться с будущими кризисами, вызванными падением цен на нефть — у них просто не осталось боеприпасов.
Подпись к изображению: баланс мировых центробанков в долларах США
Текущий нефтяной кризис обернётся сменой режимов в стратегических регионах, и валютный кризис не за горами. Мир стоит на пороге дефляции. И хотя кризис 2007-го начался в США и затем распространился по всему миру, сегодняшний кризис затрагивает все крупные страны одновременно. Все страдают от низких цен на нефть — кто-то напрямую из-за снизившихся доходов, тогда как другие из-за дефляционного давления.Следующий кризис будет крупнее и продлится дольше, и причинит больше вреда, чем последний. А манна небесная на бензозаправках — лишь мрачное предзнаменование.