А. МИТНОВИЦКАЯ: А в чём угроза-то?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Очень часто приезжают коллеги из европейских телеканалов, американские коллеги тоже интересуются, и я всегда знаю, о чём будут вопросы, они одни и те же, и подача затем по сути одна. Они спрашивают: вы считаете себя пропагандистом? Я говорю: а вы считаете себя пропагандистами? Они отвечают, что у них нет пропаганды.
У вас нет пропаганды, для вас это слово с негативной окраской, это всё понятно, но вы влияете на людей? Да, говорят. Заметка или сюжет, который вы выпустите, будет следующим: вы скажете, что LifeNews – прокремлёвская пропаганда. Я знаю, что вы так и сделаете, вы не напишите, что LifeNews – это независимый телеканал, который пытается отстаивать какую-то свою точку зрения, нравится она вам или нет. Но зачем вы сразу записываете в кремлёвские пропагандисты? У нас своя точка зрения, мы её отстаиваем. Ведь будет так? Да, будет так. Ну так вы – пристрастны. Я ведь знаю, что вы подадите это интервью, заметку, сюжет именно таким образом. А чем в таком случае вы отличаетесь от старого доброго слова пропагандисты?
А. МИТНОВИЦКАЯ: Вы только что сказали, что и европейские журналисты, и американские, и Вы так или иначе оказываете какое-то реальное влияние на людей, на аудиторию?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Они всегда говорят, что смотрят LifeNews. Естественно, они мониторят какие-то сайты, не газеты уж точно, и в том, что касается России, LifeNews есть у большинства наших коллег. Это понятно, потому что горячие новости, которые реально заинтересовали бы мир, мы стараемся освещать достаточно быстро и широко.
А. МИТНОВИЦКАЯ: А в мире Вас много где видят?
А. СУЛЕЙМАНОВ: В том, что касается интернета, нас могут видеть где угодно. Если говорить о телеканале, то на сайте есть трансляция прямого эфира, и я для себя недавно открыл интересную статистику: после России нас через интернет на Украине смотрят чаще всего, а США на третьем или четвёртом месте.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Нет ли у Вас планов вещать за рубежом, в той же Америке на английском языке или в Китае на китайском?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Были предложения.
А. МИТНОВИЦКАЯ: От кого?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Да это просто люди, которые приходят и спрашивают, почему же мы не переведём сайт на английский язык. Честно говоря, мне всегда казалось, что нам больше интересна именно внутренняя аудитория. Поэтому я и сказал, что это была приятная неожиданность, потому что мы никогда особо не рассчитывали на аудиторию США, хотя там очень много русских, и они нас смотрят.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Всё-таки не только русские. Сейчас спросим нашу русскую аудиторию, я запущу голосование: вы регулярно смотрите телеканал LifeNews или нет, смотрите какие-то другие каналы?
Russia Today или китайский телеканал CCTV так или иначе получают серьёзную господдержку. Мало того, что вы нет, так и возможности, ресурсы у канала скромные, но наряду с этими товарищами вы стали своеобразной красной тряпкой для американского быка. Как такое возможно?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Принцип 20:80 – 20% усилий приносят 80% результата. Так как ресурсы ограничены, а хочется быть первым, то стараешься не распыляться на всё подряд, а бить по новостям и темам, которые реально выстрелят. Когда начинаешь бить именно так, вытаскивать новости на уровень обсуждения, чтобы подхватывали другие коллеги, у нас достаточно большой опыт в этом, через какое-то время шлифуешь навык и понимаешь, что эта тема, наверное, не так пойдёт, а эта выстрелит.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Международка идёт, наверное, поэтому их зацепили эти моменты. Почему в списке нет «России 24», «России 1», где могли бы укорить в пропаганде вечерние ток-шоу, где каждый день говорят о международной позиции, плюс там такие ресурсы, очевидно, откуда деньги?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Наверное, это вопрос к тому, кто составлял этот список. Ничего плохого не хочу говорить про наших коллег, они работают, так же, как и мы. Мы бьёмся за аудиторию, и, на мой взгляд, аудитория у нас пересекается. Мы относимся ко всем с уважением, но считаем всех конкурентами.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Это логично. Мы начали говорить о том, что американские или европейские журналисты часто заранее признаются, что назовут вас прокремлёвским СМИ. Вместе с тем Вы говорите о некоем влиянии на аудиторию – где грань между откровенной пропагандой и отстаиванием интересов канала, страны?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Давайте решим, что пропаганда – плохое слово, давайте перейдём на другой уровень и назовём это своей точкой зрения. Если у человека или организации, СМИ есть своя внятная позиция, то для кого-то он может показаться пропагандистом. Сама же та или иная организация будет ощущать себя в своём праве отстаивать свою точку зрения. Очень много людей, очень много мнений, и эти грани всё время плавают: сколько людей, столько и мнений, сколько организаций, редакций, столько и мнений, нет чёткой грани, поверьте мне, нет линии, в этом мире ничего этого нет.
Я не знаю, кто бы мог мне описать, что так правильно, а вот так – нет. Даже никакого примера в голову не приходит. У нас есть своя точка зрения, которую мы отстаиваем. Мы отстаиваем, в первую очередь, интересы своей страны, мы любим свою страну, мы – патриоты, точно так же, как и большинство жителей этой страны, больше 80%.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Представляю Вам украинскую точку зрения: они тоже отстаивают интересы жителей своей страны, свою точку зрения, но ведь откровенно передёргивают, настолько, что волосы дыбом встают – где тогда грань, спрашиваю я снова? Значит, она есть?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Грань в самой изначальной новости. Если был обстрел, и есть его признаки, свидетельства, то дальше либо мы даём, что обстрел был и вёлся с украинской стороны, либо украинская сторона утверждает, что обстрел вёлся со стороны ДНР. Поверьте, если с пеной у рта доказывать, что они не правы, то же самое они будут говорить и нам.
Есть Украина, а есть сытая Норвегия или Голландия, у них вообще своё мнение, они на первом этапе, для них Украины – всё святое, что можно представить, чистые люди, Майдан, всё прекрасно и замечательно, так и нужно было делать, Янукович – коррупционер. Но через какое-то время приходит отрезвление, оно пробивается через редкие одиночные, но всполохи того, что может всё, действительно, было не так.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Надо ли помочь отрезвлению или не надо?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Естественно, надо. Так мы и отрезвляем.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Подведу итоги голосования: 54% смотрят Вас регулярно, 46% - не регулярно и не только Вас, изменяют чуть-чуть.
Песков сегодня сказал, что его бы уволили за оскорбление американского президента. Его коллега, Адам Шубин, не постеснялся и позволил себе это. Эту мощную кампанию из-за рубежа против президента надо рассматривать, как кампанию против страны в целом?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Да, естественно. Они действуют по праву сильного. Достаточно мощные деньги, мощные СМИ, мощное влияние. И когда есть возможность проталкивать постоянно свою точку зрения, то ты перестаёшь считаться с линиями, гранями, точками зрения. Может, делаешь вид, что слушаешь, но у тебя всегда есть своё мнение. Человек со своим мнением – самый главный пропагандист в мире, это как раз США. Это страна, которая умеет пропагандировать. Пример с Песковым – это лишнее тому подтверждение. Они совершенно не считаются с тем, что может быть этично или не этично, выбрали для себя врага – и всё, вперёд.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Последний фильм BBC рассказывает о немыслимых богатствах нашего президента.
А. СУЛЕЙМАНОВ: А Вы его видели?
А. МИТНОВИЦКАЯ: Конечно, это полчаса невероятного юмора, слёзы текут от радости. Вы, как журналист с невероятным опытом, понимаете, что так нельзя делать, Анатолий?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Если бы мы сделали такой фильм про Дэвида Кэмерона или Обаму, меня бы уволили.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Согласитесь, это позор, посмотрите на аргументацию на уровне детского сада.
А. СУЛЕЙМАНОВ: Это BBC.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Вы думаете, президент России причастен к коррупции? Я думаю, да. Что это такое?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Это журналистика. Когда нет доказательств, в ход идёт всё, что угодно. BBC – это всё-таки имя, «это же BBC сказали», кто будет в этом сомневаться, это великая компания с медийной историей.
А. МИТНОВИЦКАЯ: У меня возник миллиард сомнений. С этим надо как-то бороться?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Отрезвлять нужно обязательно, бороться. Если не бороться, тогда ребята будут скатываться в чёрт знает что. Сейчас они сделали такой 30-минутный фильм, в следующий раз покажут кошку Девида Кемерона, которая скажет: «Мяу», и это переведут на русский.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Переведут, что Путин – коррупционер.
А. СУЛЕЙМАНОВ: И кошка будет главным свидетелем, если с этим вообще не бороться.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Нам надо такое снимать в ответ?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Если мы снимем такое в LifeNews, нас уволят. Мы не можем снимать подобного рода фильмы с такой аргументацией и доказательной базой, потому что у BBC долгая история, им поверят, точно так же как если Reuters напишет что-то такое со ссылкой на свой источник. А у LifeNews не такая богатая история, поэтому ему надо разбиться в лепёшку. И если LifeNews скажет: наш источник говорит так-то – скажут, что LifeNews врёт. А если LifeNews снимет это, покажет документы, тогда будут говорить, что явно врут.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Поддельные документы.
А. СУЛЕЙМАНОВ: Уже сомнения: как же врут, если документы, если сняли. Мы руководствуемся этим принципом в своей ежедневной работе, потому что есть СМИ, которые могут написать и им поверят, а нам для этого нужно сделать в 10 раз больше усилий.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Получается, нет за рубежом никаких собственных методов, фишек, которые можно подсмотреть и попробовать сделать также, есть просто опыт, которому безоговорочно верят и всё?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Там есть, чему поучиться.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Я имею в виду в вопросах пропаганды.
А. СУЛЕЙМАНОВ: Что касается BBC – это тупая пропаганда. Но когда у людей нет ничего на Путина, а надо, хоть разбейся.
А. МИТНОВИЦКАЯ: А зачем надо, по-Вашему?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Это очевидно: потому что есть образ врага, и в ход идёт всё, что угодно: голливудские фильмы, сериал «Карточный домик». Они какую-то деталь, которая играет им на руку, превозносят многократно. Был Каддафи, враг, все бросаются на него и грызут, Асад – враг, все его грызут, Саддам Хусейн, возьмите Ассанжа, Сноудена – будут грызть. Из того же Сноудена будут создавать образ шпиона, человека, который предал родину, и других вариантов там быть не может, и огромная пропагандистская машина будет работать на это. Этому стоит у США поучиться – как создавать образ врага. Они в этом молодцы.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Мы признаём, что информационная война есть. Соответственно, есть несколько лагерей.
А. СУЛЕЙМАНОВ: Много точек зрения.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Во всей диспозиции какое место занимает LifeNews: он на первом фланге, сбоку, пока помогает?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Мы всегда считаем, что мы на первом фланге, на передовой.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Узнаем, что думают об этом наши слушатели. Как Вас зовут, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Юрий. Мне кажется, что война бессмысленна, потому что люди верят президенту, они дали ему карт-бланш и ждут от него самых решительных шагов, чтобы государство стало лучшим. Надо везде повесить российские флаги. Американские везде свой вешают, а мы свой повесим. Все верят президенту – что ещё нужно? Я могу сказать, что инопланетяне прилетели, какая разница, рейтинг президента огромный.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Есть ли смысл в этой войне?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Смысл в войне есть. Смысл в том, чтобы отстаивать свою точку зрения, есть всегда. Если у тебя нет точки зрения, тогда на твоё место придёт тот, у кого она есть. Мне очень нравится поговорка: для паруса, который не поймал никакой ветер, любой ветер попутный. Если нет точки зрения, то любой ветер будет попутным, и будешь как Одиссей, а свою Пенелопу, может, и не увидишь никогда.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Насколько с Вашей точки зрения Кристофер Уолкер из Фонда поддержки демократии, организация и он лично, отражают позицию США в конечном счёте?
А. СУЛЕЙМАНОВ: Я уверен, что отражает.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Кто за этим стоит?
А. СУЛЕЙМАНОВ: На основе чего были сделаны такие заключения? CCTV я не беру, там огромная структура. Если собрать вместе все наши российские каналы, мы будем составлять какую-то часть от CCTV, это колоссальнейшая машина. Что касается нас, LifeNews, и Russia Today, то здесь есть фидбек от того же Касьянова, может быть. Сняли мы пару раз, допустим, как он за фуа-гра решает какие-то вопросы финансирования. Ему, правда, обидно: сняли человека, а он приехал фуа-гра поесть, решить денежные вопросы, а тут показали с кем, рассказали о чём говорил. Ему обидно, он об этом напишет: обратите внимание на этих пропагандистов, это же LifeNews.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Зацепилось, пошло-поехало, как снежный ком.
А. СУЛЕЙМАНОВ: Это тоже влияет.
А. МИТНОВИЦКАЯ: Спасибо, Анатолий, время, к сожалению, вышло. Я Вас поздравляю, что Вы оказались в этом чёрном, страшном для американцев, списке, ждём Вас ещё.