В начале статьи американский эксперт не без гордости упоминает, что сейчас в Мировом океане нет такой силы, которая сможет конкурировать с ВМС Соединенных Штатов. Вашингтон располагает мощным флотом стратегических и многоцелевых субмарин, авианосцами и другими надводными кораблями, команды которых состоят из профессионалов с хорошей подготовкой. В сравнении с военно-морскими силами США «на бумаге» проигрывают все флоты других стран, таких как Россия, Китай или Иран. Автор напоминает, что история наглядно демонстрирует: вступать в войну с США – настоящее самоубийство.
Тем не менее, по мнению Г.Дж. Казианиса, официальному Вашингтону придется корректировать свою стратегию. Развитие современных сверхтихих дизель-электрических подводных лодок привело к тому, что страна, имеющая современные субмарины этого класса, получает весомый аргумент в гипотетическом конфликте.
Автор признает, что угроза от ДЭПЛ с повышенными характеристиками скрытности не является новинкой. Подобная ситуация начала складываться еще несколько десятилетий назад, когда различные страны начали строить или закупать подобные подлодки. Тем не менее, в настоящее время ситуация дополнительно усложняется, чему способствует развитие технологий. Подлодки последнего поколения получают передовые противокорабельные ракеты, а также оснащаются новейшими воздухонезависимыми энергетическими установками. Последние значительно увеличивают дальность подводного хода, что серьезно затрудняет поиск и уничтожение вражеских подлодок. Все это следует учитывать при разработке новых тактик и стратегий.
События последних лет явно показывают, с каким вызовом встретились военно-морские силы США и других развитых стран. В связи с этим приходится принимать определенные меры. Г.Дж. Казианис напоминает, что в 2005 году началась программа сотрудничества США и Швеции, в рамках которой новейшая шведская субмарина HMS Gotland в течение года находилась на американской базе в Калифорнии и участвовала в различных мероприятиях. За это время моряки двух стран изучили особенности эксплуатации подобной техники, а также определили ее боевые возможности. Одним из результатов этих исследований стали выводы о высоком потенциале ДЭПЛ, которые заметно дешевле атомных субмарин, но имеют большой боевой потенциал.
В качестве подтверждения этим данным автор издания The National Interest цитирует достаточно старую публикацию, посвященную совместной работе американского и шведского флотов. В той статье предполагалось, что ВМС США не ожидал столь высоких характеристик, какие показала шведская подлодка. HMS Gotland условно атаковала различные корабли и подлодки американского флота. Лодка скрытно приближалась к целям и атаковала эсминцы, субмарины, крейсеры и т.д. Кроме того, даже был осуществлен прорыв за последнюю линию противолодочной обороны авианосной ударной группы.
По некоторым данным, в ходе этих учений, совмещенных с испытаниями, была проведена атака на авианосную ударную группу во главе с новейшим авианосцем USS Ronald Reagan (CVN-76). Шведская подлодка подошла к кораблям на дистанцию атаки и произвела несколько условных атак. Корабли ВМС Соединенных Штатов не сумели обнаружить «агрессора». Отмечалось, что субмарина HMS Gotland настолько тиха, что буквально не существует для систем обнаружения.
К счастью для американского флота, отмечает автор, все это были полностью контролируемые эксперименты, которые позволили понять потенциальную угрозу, которую представляют собой перспективные подлодки. Тем не менее, далеко не все встречи с подобными субмаринами завершались хорошо. Так, в 2006 году китайская субмарина проекта 039 (Song-class по классификации НАТО) «села на хвост» американскому авианосцу USS Kitty Hawk (CV-63). В течение некоторого времени китайская ДЭПЛ, созданная, по некоторым оценкам, с использованием зарубежных технологий, преследовала американский авианосец. Обнаружить факт преследования удалось только экипажу патрульного самолета, когда авианосная группа и подлодка вошли в менее глубоководный район, и последняя была вынуждена уменьшить глубину погружения.
В настоящее время Россия занимается разработкой новых проектов дизель-электрических подводных лодок, которые в будущем заменять существующие субмарины. Новые лодки, по мнению Г.Дж. Казианиса, будут еще опаснее, чем существующие. В подтверждение этого приводится цитата из сравнительно недавних новостей.
Сравнительно недавно генеральный директор судостроительного завода «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) Александр Бузаков заявил, что перспективные подлодки проекта 677 (Lada-class) с точки зрения скрытности будут превосходить существующие субмарины. По словам руководителя предприятия, в части скрытности новые подлодки будут лучше, чем существующие субмарины проекта 636 «Варшавянка» (Kilo-class), которые уже называют «черными дырами» за их способность передвигаться без риска обнаружения.
Сообщалось, что повышение характеристик скрытности на новых лодках будет достигаться несколькими основными методами, в том числе при помощи нового покрытия, снижающего распространение звуков и отражение колебаний, а также перспективных гидроакустических систем. По словам А. Бузакова, в ходе разработки нового проекта удалось собрать массу ценной информации, которая активно использовалась в работах. Кроме того, эти сведения позволили в определенной мере улучшить существующие субмарины.
Г.Дж. Казианис напоминает, подлодки Lada-class предназначаются для защиты указанных районов от кораблей и субмарин противника. Кроме того, они могут выполнять разведывательные задачи, вести наблюдения и даже обеспечивать работу боевых пловцов. По имеющимся данным, новая воздухонезависимая энергетическая установка позволит подлодке оставаться в подводном положении до 25 суток. Основой комплекса вооружения подлодок проекта 677 должны стать крылатые ракеты, что сделает эти субмарины первыми в мире неатомными носителями подобного оружия.
Рассмотрев ситуацию, автор издания The National Interest задает ожидаемый и логичный вопрос: как военно-морские силы Соединенных Штатов должны ответить на новый вызов в виде неатомных подлодок с высокими характеристиками? Начать подготовку к противостоянию подобной угрозе можно с развития противолодочных систем. В первую очередь, необходимо развивать системы обнаружения, которые, однако, могут быть использованы и против американских подлодок. В качестве альтернативного решения автор предлагает вспомнить о предложении, касающемся строительства собственных сверхтихих дизель-электрических подлодок. Свою статью он завершает соответствующим вопросом: может быть, Соединенным Штатам стоит разработать собственные ДЭПЛ с высокими характеристиками? Задавая этот вопрос, автор ссылается на статью Джеймса Холмса от сентября 2014 года, в которой предлагалось рассмотреть вопрос возвращения к строительству неатомных подлодок.
***
Гарри Дж. Казианис поднял важную тему, актуальность которой растет с каждым годом. Множество стран мира в настоящее время развивают свой подводный флот, строя или закупая дизель-электрические или неатомные субмарины. Уступая атомным подлодкам в ряде параметров, дизель-электрические дешевле в строительстве и эксплуатации, однако при этом вполне способны решать поставленные боевые задачи. Кроме того, появление новых технологий позволяет сократить отставание от атомных подлодок с точки зрения длительности подводного плавания или, как минимум, довести этот параметр до приемлемых величин.
В качестве примера активного развития неатомного подводного флота можно привести российскую программу строительства ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». В настоящее время выполняется заказ на строительство шести таких лодок для Черноморского флота, причем четыре уже переданы заказчику. Не так давно было объявлено, что в обозримом будущем еще шесть «Варшавянок» пополнят боевой состав Тихоокеанского флота. Таким образом, подводные силы ВМФ России будут расти не только за счет атомных подлодок, но и благодаря дизель-электрическим.
Отмечается скрытность ДЭПЛ последних поколений, достигающаяся путем использования новых технологий, материалов и комплектующих. Благодаря этому, как было в 2005 и 2006 годах, субмарина получает возможность скрытно подойти к ордеру противника на расстояние атаки и нанести первый удар до того, как ее заметят и начнут атаковать. Подобная возможность значительно повышает ударный потенциал подводного флота.
Росту боевого потенциала неатомных субмарин так же способствует появление новых вооружений. В начале декабря прошлого года весь мир увидел, каким оружием обладают новые российские подлодки. Субмарина «Ростов-на-Дону», находившаяся в акватории Средиземного моря, выполнила запуск крылатых ракет «Калибр» по целям на территории Сирии. Таким образом, для выполнения некоторых боевых задачи новые российские ДЭПЛ могут даже не приближаться к цели, что требует соответствующей реакции от потенциального противника.
В обозримом будущем российская промышленность должна представить первые проекты отечественных неатомных субмарин с воздухонезависимой энергетической установкой. Как показали американо-шведские учения 2005 года, использование такого оборудования значительно повышает боевые возможности подлодки, а в некоторых случаях почти исключает возможность ее обнаружения противником. В сочетании с современными ударными системами подобная подлодка станет серьезнейшим инструментом для решения военных и военно-политических задач.
Автор издания The National Interest предлагает два способа противодействия развитию неатомного подводного флота третьих стран. Первый подразумевает совершенствование противолодочных систем, которое позволит засекать и находить даже малозаметные и сверхтихие перспективные субмарины. Второй ответ на угрозу является симметричным: предлагается вернуться к строительству неатомных подлодок, аналогичных зарубежным образцам. Какой путь выберет Пентагон – покажет время. Судя по сообщениям последнего времени, куда более реалистичным выглядит и считается развитие противолодочных систем, но не строительство собственных ДЭПЛ.
http://topwar.ru/90019-the-national-int … -ssha.html