В то же время председатель ОБСЕ, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что наблюдатели обеспокоены ростом количества нарушения перемирия на территории Донбасса, призвав противоборствующие стороны немедленно прекратить боевые действия. Он отметил, что за последнюю неделю положение в зоне так называемой антитеррористической операции резко ухудшилось, а стороны уже не стесняются использовать против друг друга тяжелое вооружение.
Штайнмайер подчеркнул, что сегодняшнее положение в Донбассе ставит под угрозу выполнение минских соглашений, которые, по его мнению, являются единственным способом достичь мира в конфликтном регионе. Кроме того, он обратил внимание, что стороны ограничивают наблюдателей и не дают свободно передвигаться по территории Донбасса.
Обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко в беседе с корреспондентом ФАН рассказал, что на территории Донбасса периодически происходят усиления и ослабления интенсивности огня. Он отметил, что это происходит с тех пор, как Донецк был впервые осажден: его обстреливали то сильнее, то слабее.
«Я бы сейчас не применял термин «паника». Потому что паника была, когда были обстрелы в январе 2015 года накануне начала боевых действий. Тогда действительно в течение нескольких дней город буквально стирали с лица Земли. И население было в панике. Это было видно по всем средствам массовой информации, социальным сетям, по реакции руководства Донбасса, которое пару раз предупредило, что у них не остается другого выхода, кроме как отвечать военным путем. Потом началась операция по подавлению батарей, которые обстреливали город», — рассказал эксперт.
По его словам, с начала текущего года было уже два сообщения о том, что идет усиление обстрелов, потом опять ослабление, потом снова усиление и так далее. Естественно, заметил он, когда каждый раз бои только усиливаются, говорят о неком критическом росте интенсивности, однако за весь 2015 год только где-то в конце осени-начале зимы власти ДНР и ЛНР охарактеризовали текущие обстрелы как те, которые можно сравнивать с обстрелами января 2015 года.
«Следовательно, говорить о каком-то критическом усилении, я думаю, сейчас не стоит. Тем более что тогда бы последовала реакция российского дипломатического ведомства, как она была в январе 2015 года. Что касается возможности начала военной операции в Донбассе, то такая возможность есть, потому что для украинской власти война — это единственный способ продлить свою агонию. Но я считаю, что год назад такая опасность была выше. Потому что тогда украинская армия была более боеготовой, чем сейчас. Это во-первых, а во-вторых, внешнеполитическое положение Украины было лучше. То есть тогда еще в ней не разочаровались западные союзники, не говорили о необходимости федерализации и выполнения «Минска». И тогда очередной конфликт, активные военные действия однозначно привели бы к обвинению России. Сейчас понятно, что если начнутся опять активные военные действия, то ни Россия, ни ополчение обвинений не смогут избежать, но здесь «раздадут всем сестрам по серьгам». Скажут, что все виноваты, и Украина — тоже», — пояснил Ищенко.
По мнению политолога, украинская армия за последний год серьезно ослабла в моральном плане, в плане дисциплины, подготовки. Он отметил, что были уволены люди, которые участвовали в активных военных действиях.
«То есть четвертая волна мобилизации уже ушла домой. А пятая и шестая естественно уже не участвовала в активной войне. Тем более что сейчас готовится последующая демобилизация. Следовательно, сейчас армия сформирована частично из обстрелянных контрактников, но в большей части она состоит из тех, кого сейчас там позвали, поймали. Это люди, которые активных боевых действий еще не видели», — рассказал эксперт.
И наконец, заметил Ищенко, сейчас на Украине активизировались внутренние противоречия. Поэтому на данный момент более вероятна вспышка вооруженного конфликта между ними, чем очередная вспышка войны в Донбассе.
«То есть сейчас более вероятно распространение гражданской войны на всю остальную территорию Украины, чем очередное нападение Киева на Донбасс. Хотя, конечно, однозначно сказать, что Киев на Донбасс не нападет, я не могу, потому что для украинских властей это, повторюсь, — единственный способ продлить свою агонию. Если они наберутся достаточно мужества и соберут достаточно сил, то, возможно, нападут», — резюмировал Ростислав Ищенко.
Илья Муромский