Замгенпродюсера ТНТ Евгений Никишов — о новом ситкоме «Остров», где пародируются реалити-шоу «Последний герой» и «Дом-2»
8 февраля на ТНТ стартует новый комедийный сериал «Остров» от авторов «Зайцев+1» Дениса Косякова и Дмитрия Невзорова. Четырех парней и четырех девушек узнаваемых типажей — от качка до дочки олигарха — высаживают на тропический остров устраивать личную жизнь в прямом эфире на глазах многомиллионной аудитории. Однако в силу ряда обстоятельств съемки реалити-шоу срываются и героев теряют где-то посреди Индийского океана, о чем они сами не подозревают. Посмотрев первые четыре серии, корреспондент «Известий» может подтвердить — это один из самых смешных ситкомов в истории канала. В кадре можно будет увидеть самого Дениса Косякова, звезду «Сталинграда» Янину Студилину, актрису Театра.doc и БДТ имени Товстоногова Ирину Вилкову.
Накануне премьеры корреспондент встретился с продюсером сериала Евгением Никишовым.
— «Остров» — довольно нетипичный ситком. Вы бы сами как определили жанр?
— Я бы сказал, что это комедийно-приключенческий сериал. Часть серий у нас построено исключительно на взаимоотношениях героев, но периодически их будет оттенять приключенческая линия — те или иные попытки выбраться с острова.
«Остров» — конечно, комедия, но для меня лично самое главное в этом сериале — трансформация характеров героев. Вначале — это восемь одиноких неудачников. У кого-то вечно занятой папа-олигарх, кто-то не может найти любовь или просто не знает, что делать со своей жизнью, и т.д. Но постепенно, пройдя через конфликты, любовь, расставание, к финалу они станут друг для друга семьей.
— В пресс-релизе «Остров» назван самым дорогим сериалом канала. Это все из-за съемок за границей?
— Честно, не уверен, что в итоге он всё еще самый дорогой. Возможно, среди драматических кто-то уже и обогнал. Скажем так, это самый масштабный наш проект — не считая России, мы снимали его в трех странах. Пилотную серию делали в Доминикане, однако вовремя поняли, что там выйдет запредельно дорого, и переехали на Сейшелы. В общей сложности экспедиция продолжалась полгода, а затем еще на неделю пришлось поехать в Таиланд и снять несколько сцен с обезьянкой, которые на Сейшелах не живут, и ввозить их туда запрещено законом. По сценарию у нас существенную роль еще играет попугай, они там тоже не водятся, но нам повезло — где-то 40 лет назад на острова контрабандой завезли одного попугая, он от старости уже не летает, постоянно дремлет и может во время сна упасть с ветки. Поэтому мы старались его поберечь, и снимали не больше 1,5–2 часа за смену (смеется). И вот подобные проблемы приходилось решать постоянно, но, слава Богу, всё получилось.
— ТНТ всё чаще экспериментирует с жанрами, и всё сложнее провести грань между комедийным и драматическим. Вы с другим замгенпродюсера Валерием Федоровичем оба отвечаете за сериалы — как делите сферы полномочий?
— Формально я больше отвечаю за комедии, а Валера — за драматические направление, но мы часто работаем совместно. Например, «Островом» я занимался больше, а Валера — «Законом каменных джунглей», но наши фамилии есть в титрах и там и там, потому что в ходе работы над этими проектами многие творческие вопросы мы решали сообща. Саша Дулерайн позвал меня на канал в 2009 году, после того как мы вместе с Ильей Куликовым примерно год как сценаристы работали над одним ситкомом (который пока так и не вышел) и предложил заниматься продюсированием контента широкого спектра. Потом, когда появилась идея делать драматические сериалы, мы переманили Валеру из СТВ развивать конкретно это направление, в чем он преуспел.
— Несмотря на то что завязкой и местом действия сериал отсылает к «Последнему герою», кажется, в целом «Остров» иронизирует скорее над «Домом-2», правильно?
— В некоторой степени. ТНТ всегда отличался самоиронией. Если вы внимательно смотрели Comedy Club, там постоянно шутят над «Домом-2» и другими нашими проектами, да и во многих сериалах такие шутки есть. В «Острове» много различных отсылок, есть элемент пародии вообще на формат реалити-шоу, но важнее всего там — захватывающее повествование. У нашего генпродюсера Саши Дулерайна давно была идея сделать что-то подобное, вырваться из Москвы на океанские просторы. Мы долго искали подходящий сюжет, пока Денис Косяков и Дима Невзоров не придумали и не написали «Остров».
Я считаю, что «Остров» — это очередной шаг в развитии нашего любимого жанра «ситуационная комедия». По крайней мере, в рамках канала. Если вспомнить историю ситкома на ТНТ, сначала были «Счастливы вместе» — условные герои в условных декорациях, адаптация западного формата. Затем — «Универ», довольно простой с точки зрения постановки, но уже по оригинальному сценарию. Дальше «Интерны» — уже с киношным подходом к производству и гораздо большим реализмом, «Реальные пацаны» — снятые вообще без декораций, на улице, ручной камерой, совсем близко к жизни. Наконец, «Физрук» — комедия, но с серьезной драматической составляющей. И теперь, «Остров» — сериал, не похожий на все предыдущие, снятый с небывалым до этого масштабом и размахом, соединяющий в себе еще больше жанров, новое слово для канала.
— В этой эволюции, от «Счастливы вместе» до недавних «Озабоченных», прослеживается четкий вектор развития к всё большему реализму. Вам не кажется, что «Остров» этому вектору противоречит?
— Да, по степени условности он ближе к «Счастливы вместе», чем к «Озабоченным», но это не достоинство и не недостаток. Мы находимся в постоянном поиске. На ТНТ сериальное производство завязано на желании конкретных людей. Если есть автор, который горит историей, и она нам кажется перспективной, мы ее сделаем вне зависимости от тенденций. Взять тех же «Озабоченных». Там главным мотором, автором идеи и шоураннером был Сеня Слепаков. До этого сериала у него были такие успешные проекты, как «Наша Russia» и «ХБ», оба гротексковые скетчкомы. А «Озабоченные» — это полноценное многосерийное кино с узнаваемыми героями и ситуациями, но при этом совершенно реалистичное, без гротеска. Можно назвать это эволюцией Семена как автора или шагом в другое сторону — это не важно. Главное, что и то и другое сделано талантливо и круто. И любой наш проект возьмите — «Измены», «Реальные пацаны» или «Интерны» — за каждым из них всегда стоит энтузиазм конкретного продюсера.
Мне кажется, «реалистичные» сериалы и более условные никак друг другу не мешают. Все, что сделано хорошо, имеет право на жизнь. При этом в нашем бизнесе главное мерило успеха — это любовь зрителя. Если у того же «Острова» будут хорошие цифры и положительная реакция зрителей, мы обязательно сделаем еще один, а возможно и не один сезон, благо сюжет это позволяет. Если нет, будем рассказывать другие истории, и в этом нет ничего страшного.
— Знаете, несколько лет назад Александр Митта в нашем интервью признался в любви к российским комедиям — в частности, к «Горько!» и проектам ТНТ, и даже предположил, что у этого контента есть перспективы за рубежом, как у гонконгских кун-фу фильмов. А вы как считаете?
— Честно говоря, сомневаюсь. Мне кажется, у нас очень ментальный юмор, особенно в «Горько!», который мне нравится, но он совершенно не экспортный. Те же самое касается и наших проектов — при всей моей любви к ним мне сложно представить «Реальных пацанов» на западном ТВ, хотя, конечно, было бы любопытно попробовать, показать что-то зарубежной аудитории и посмотреть на ее реакцию. Но… Там слишком всё завязано на нашей реальности.
— А в чем специфика нашего юмора по сравнению с британским или американским?
— Российский юмор обусловлен обстоятельствами, в которых мы живем. В Европе и Америке жизнь подчиняется неписаному своду правил поведения, который сформирован десятилетиями, если не веками. Там есть норма, при нарушении которой возникает комедия. У нас жизнь построена по совсем иным принципам. У нас норма — это ее отсутствие. Не думаю, что этот парадокс может быть понятен западному зрителю. А смешно бывает только тогда, когда понятно.
— Почему тогда нам понятен их юмор? Сколько российских поклонников у сериалов «Друзей» или «Как я встретил вашу маму». Или, например, пару лет назад к нам приезжал британский стендап-комик Эдди Иззард и спокойно собрал целый «Крокус».
— При всем уважении к Эдди Иззарду, Comedy Club при желании мог бы дать 10 представлений в «Олимпийском» — и 10 раз был бы аншлаг. Такую аудиторию не может собрать ни одни западный комик. Ни один английский или американский сериал не покажет на ТНТ таких цифр, как «Физрук». Если поставить «Теорию большого взрыва» в прайм-тайм на нашем ТВ — она обязательно провалится, уже были подобные примеры. Конечно, западные сериалы популярны, но их смотрят в интернете, и эту аудиторию не сравнить с охватом федерального канала. Сегодня зритель хочет юмора, основанного на наших реалиях. Поэтому пока мы полностью отказались от западных лицензий и делаем только оригинальный контент.