Защита финансовой системы Великобритании
«Особый статус», по словам Кэмерона, избавил Великобританию от «валютной дискриминации», так как ранее страна вынуждена была иногда участвовать в поддержке евро, в то время как в Соединенном королевстве в ходу фунты стерлингов.
«Налогоплательщики из стран, не входящих в еврозону, не должны участвовать в операциях по спасению евро как валюты», — говорил он.
По мысли премьера, тогда как экономическую политику еврозоны определяет Европейский центральный банк, для стран, не входящих в еврозону, политику должны определять национальные институты, такие, как, например, Банк Англии.
В то же время Кэмерон подчеркнул, что сохранение членства в реформированном ЕС пойдет Великобритании на пользу, поскольку, в том числе, позволит укреплять торговые связи с США, Китаем, Японией и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии.
Защита национального суверенитета Великобритании
Великобритания будет навсегда выведена из-под действия принципа Евросоюза о «все более тесном союзе народов Европы», — заявил Кэмерон.
«Ради защиты от еще более тесного союза базовые соглашения ЕС будут изменены с тем, чтобы все более тесная интеграция не затрагивала Великобританию, — заявил Кэмерон. — Великобритания навсегда будет выведена из-под принципа „все более тесного союза“, она никогда не станет частью европейского супергосударства».
Кэмерон считает, что национальные парламенты стран ЕС не должны терять свои полномочия, а группы стран должны иметь возможность блокировать законопроекты ЕС.
Может ли Великобритания выйти из ЕС?
Референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе должен пройти не позднее конца 2017 года. По мнению опрошенных АиФ.ru экспертов, вероятность, что страна выйдет из ЕС, практически нулевая.
«Великобритания не собирается выходить из ЕС, она желает в значительной мере и дальше диктовать ему свои условия. Она является для всей остальной Европы как бы таким мини-Западом, который имеет свою особую позицию по всем вопросам.
Точно так же как для стран Восточной Европы таким „начальником“ являются столицы „старой Европы“, Берлин и Париж. Дэвид Кэмерон все последние годы культивировал эту тему, — особенно активно он стал этим заниматься после недавних парламентских выборов в стране, где его партия укрепила позиции.
Вашингтон, по всей видимости, устраивает такая ситуация, поэтому он сохранил для Лондона особые валютные условия, так как даже в случае падения евро — когда сам Вашингтон решит, что настал этот момент и перестанет поддерживать финансовую стабильность Европы, — Британия как его ближайший союзник никак не пострадает. Поэтому, повторюсь, шанса, что эта страна покинет Евросоюз, практически нет», — считает вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук.
«Очевидно, что Великобритания никогда не выйдет из Евросоюза, но и не войдёт в него полностью. Лондону это невыгодно. Он поступает в русле старой доброй британской политики, то есть вне зависимости от взятых на себя обязательств ведёт свою игру. У них там до сих пор фунты, на евро они переходить никогда даже не планировали. Брюссель пару лет назад пытался уговорить Лондон передать контроль над межбанковской ставкой LIBOR панъевропейскому регулятору, но получил тогда от ворот поворот.
Вся эта риторика о возможности выхода из ЕС нужна Лондону исключительно в качестве рычага давления на тот же Брюссель. Когда Еврокомиссия снова начнёт что-то требовать от британских политиков, они ответят, что рады бы, но не могут так поступить, так как этот шаг не одобрят подданные короны. Британцы могут проводить независимую, а порой даже вызывающую политику в том числе потому, что их страна, в отличие от многих европейских государств, является полноценным мировым игроком. Влиять на глобальные процессы им помогает поддержка США. Таким образом, Великобритания являет собой один из важнейших „мозговых центров“ западной геополитики.
Следует также понимать, что выход из ЕС значительно ослабит позиции Великобритании в Европе и в то же время приведёт к усилению Германии, с которой у Лондона давно уже оформились определённые исторические противоречия. Именно поэтому британцев более чем устраивают те позиции, которые они сейчас занимают. Ведь они вроде как в Евросоюзе, но в случае коллапса ЕС, который могут спровоцировать кризисные государства-должники или же невиданный наплыв мигрантов, Великобритания пострадает меньше всего. У неё ведь, как я уже говорил, есть своя собственная устойчивая валюта, а закрыть границы для островной страны никогда особой проблемой не было», — рассказал АиФ.ru президент Центра социальных и политических исследований («Аспект»), член Общественной палаты РФ Георгий Фёдоров.
Ссылка