Действия же, особенно в последние пару дней или около того, только подтверждают, что в ближайшее время сирийская война не окончится – напротив, она, по-видимому, распространяется по всему региону. Саудовская Аравия и Турция планируют ввести в Сирию сухопутные войска якобы для борьбы с ДАИШ; Саудовская Аравия уже направила свои истребители в Турцию. Но это лишь дымовая завеса, созданная Домом Сауда.
Хотя мюнхенские переговоры и достигнутое там «понимание» активно освещались СМИ, в значительной степени незамеченной осталась навязчивая идея Саудовской Аравии раз и навсегда «удалить со сцены» Асада. Выступая на конференции по безопасности в Мюнхене, министр иностранных дел страны Адель аль-Джубейр называл Асада «наиболее эффективным в регионе магнитом для экстремистов и террористов», добавив, что последний должен быть отстранён от должности, чтобы восстановить стабильность. «Это наша цель, и мы её достигнем», – подчеркнул аль-Джубейр. – «До тех пор, пока ситуация в Сирии не изменится, ДАИШ в этой стране не победить».
Интересно отметить, что Дом Сауда увязывает необходимость свержения сирийской законной власти с поражением ДАИШ. Однако если внимательно всмотреться, можно понять планы Саудовской Аравии и Турции: в действительности помимо удаления от власти Асада они стремятся защитить «оппозиционные группы», в числе которых находится и ДАИШ.
Борьба за контроль над Алеппо, похоже, запускает цепь событий с далеко идущими последствиями. Если сирийской армии при поддержке российской авиации удастся вернуть Алеппо, они перережут маршруты поставок из некоторых «соседних стран». Затем они могут фактически загнать в угол «оппозиционные силы», которые в настоящее время контролируют большую территорию, чем сирийское правительство.
Именно этого сценария и пытаются избежать Дом Сауда и «Дом Эрдогана», устраивая военные провокации. Ни для кого не секрет, что у так называемой «арабской коалиции» не хватит военной мощи, чтобы противостоять объединённым силам Сирии, Ирана и России. Раз «арабская коалиция» провалилась в Йемене (где ей не надо было непосредственно иметь дело с Россией), вряд ли у неё есть хоть какой-то шанс выиграть битву в Сирии.
В действительности подобные провокации направлены на получение военной поддержки Запада. Как сообщается, в рамках военных учений Shamal Storm Британия намерена направить в Иорданию 1600 солдат и 300 единиц техники для проведения учений, которые смахивают на подготовку к вторжению в Ирак.
Развёртывание британских сил в Иордании может указывать на возможность распространения сирийской войны и на другие страны. Хотя Daily Telegraph утверждает, что её британские источники отрицают связь между переброской сил в Иорданию и борьбой с ДАИШ, само собой разумеется, Саудовская Аравия и Турция пытаются вовлечь Запад вглубь конфликта, чтобы добиться того, что самим им не под силу.
Между тем, Вашингтон пока ограничивается обещаниями. Например, было объявлено о планах отправить на турецкие авиабазы боевые самолёты EA-18 Growler, оснащённые «передовыми средствами радиоэлектронной борьбы», чтобы попытаться противостоять российским системам С-400.
В это время сами турецкие власти пытаются справиться с ситуацией на земле. Турецкая дальнобойная артиллерия обстреливает горные районы в Латакии. Турецкие тяжёлые соединения переброшены от границы с Грецией на границу с Сирией. Таким образом, наблюдаются определённое военное развёртывание и мобилизация.
«Арабская коалиция», в частности, Саудовская Аравия, стремится донести этот импульс и до других «целевых регионов», например, до Йемена, где саудовцам, по большому счёту, не удалось переломить хуситов. Интервенция Эр-Рияда в Йемен создала весьма взрывоопасную ситуацию в восточных частях самой Саудовской Аравии, где может произойти общее шиитское восстание в союзе с йеменскими хуситами.
Видя, как последствия проводимой политики возвращаются бумерангом, Дом Сауда отчаянно старается укрепить серьёзно пошатнувшиеся позиции. Для саудовцев победа в сирийской войне важна не только с точки зрения победы над главным конкурентом, Ираном, но и для обеспечения политического выживания собственно саудовской монархии.
В то время как США, кажется, проводят осторожную политику, стремясь избежать усиления военного участия в конфликте, открытым остаётся вопрос о том, удержит ли это «арабскую коалицию» и Турцию от дальнейших военных провокаций. Останутся ли Россия и США просто зрителями, если произойдёт прямое столкновение между сирийскими и турецкими силами (или силами «арабской коалиции»)?
В одном можно не сомневаться – ближневосточные игроки готовят рецепт очередной катастрофы, которая может погубить их самих.