Ливия – место для игиловцев предпочтительное. Тут все свои (в смысле вероисповедания) и тут все по-своему (в смысле не по-европейски). Не надо подстраиваться, заполнять анкеты «не был, не участвовал, не состоял» и делать над собой усилие, пытаясь понять и принять чужую культуру. Здесь по-прежнему «фронт» - одно из самых популярных слов, а главная форма общения – разговор на языке автоматов и «стингеров».
Незваные гости уже текут в Ливию - наполняют ее мало-помалу. Но настолько, что это волнует спецпосланника ООН в этом регионе немца Мартина Коблера. По его словам, на ливийскую землю проникли только в этом году до 6000 бойцов, ушедших от ИГ (за весь прошлый год их просочилось в два раза меньше).
Что такое «ушедшие от ИГ»? Солдаты удачи, которым в два раза сократили жалование в армии Абу Бакра аль-Багдади. Головорезы, главным и единственным принципом жизни для которых является доллар, зарабатываемый войной.
Глава Госдепа Джон Керри на днях заявил в Мюнхене, по словам испанского издания El Confidencial, следующее: «ДАЕШ (арабская аббревиатура ИГИЛ – прим.ред.) урезал финансирование своих бойцов наполовину. Теперь меньше наемников хочет приехать в Сирию и Ирак, и больше – уехать оттуда». Заявление выглядело, как торжественная речь, посвященная победе.
Террористы напоминают жидкость в сообщающихся сосудах: если из одного утекают, притекают в другой. Только мистер Керри этого не замечает. Иначе, какая же это победа, если враг не разбит и не уничтожен, а просто переместился? Да и есть ли, в конце концов, разница, откуда «миграционное оружие» по Европе применять: из Сирии, Ирака, Афганистана или Ливии?
Для европейцев приход «Халифата» в Ливию – реальная угроза. Это уже не война где-то далеко на Востоке, который только в соответствии с топонимикой зовется Ближним. Ливия – это действительно близко к ЕС. Всего 300 км через море. Ждите новых волн беженцев, среди которых опять обнаружится масса тренированных молодых людей, не обремененных своими семьями, но готовых брать в заложники семьи чужие.
Халифат – по определению государство, не фиксирующееся в каких-то границах, а всегда стремящееся их расширить. В идеале до полного поглощения всей земной суши. Если к нему не применить израильскую формулу «террорист должен быть убит», ИГ так и будет плавно перетекать из страны в страну.
Ливия – на очереди. Еще в феврале 2015 года армия ИГ захватила там важный стратегический пункт на берегу Средиземного моря Сирт (он же в некоторых источниках – Сурт). Сейчас основной поток «ушедших от ИГ, но оставшихся в ИГ» направлен именно сюда. Концентрирующиеся здесь боевики уже проводят вылазки: война джихадистов за контроль над нефтяными промыслами в заливе Бенгази ведется с декабря прошлого года. Источник будущих доходов надежный, проверено на Сирии. На цены мирового рынка можно не обращать внимания, у террористов все равно дешевле будет, а значит, спрос найдется.
Процесс внедрения ИГ в Ливию в прессе почти не освещается, а между тем, зашел он далеко. Вплоть до того, что США решили отправить в эту страну свои подразделения спецназа, о чем сообщил в интервью Forbes представитель «глобальной международной коалиции» Бретт Макгерк. Пентагон, разумеется, нечаянно ставшую достоянием общественности информацию постарался причесать и загладить, устами своего пресс-секретаря Питера Кука заявив, что «операция проводится с целью получения объективных данных и прояснения ситуации».
«Для прояснения ситуации» США, по информации британской The Guardian, уже провели несколько воздушных и наземных военных акций, ставивших целью устранение конкретных персон. В ноябре прошлого года в результате налета был убит лидер ливийского филиала ИГ гражданин Ирака Абу Набиль аль-Анбари.
Египетские самолеты периодически бомбят позиции джихадистов (и не джихадистов тоже) на пространстве от Дерны до Триполи. Сейчас, по данным той же Guardian в ливийском небе «тренировочные полеты» выполняют британские военные самолеты. Возможно, утверждает газета, что ливийское Правительство национального согласия уже в ближайшую неделю подпишет приглашение английским летчикам на работу в небе этого государства.
«Я думаю, ИГ будет расширяться в Ливию, а затем и за ее пределы - заявил командующий спецназом ВС США в Северной и Западной Африке Боб Уилсон. – В соседних странах есть достаточное количество людей, которые с удовольствием пойдут на сотрудничество с халифатом. В одном только Тунисе нам известны не менее 3000 его сторонников».
Тунисская Ассоциация «Солидарность и развитие в действии» уже подсчитала, что расширение ИГ на африканскую территорию обернется для Туниса появлением двух миллионов беженцев из стран-соседей, что ввергнет государство в коллапс и хаос. Нет сомнения, что эти расчеты американским и британским стратегам известны. И что последние не бросятся тут же защищать государственность Ливии, Египта или Туниса.
За битвой пауков в банке надо наблюдать снаружи. Изредка корректируя результаты этой схватки, и подкармливая нужных в данный момент «тарантулов». В Ливии очень скоро начнется то же самое, что было в Сирии до момента, пока Асад не обратился за помощью к Москве. Россию ливийское правительство точно звать не будет – кураторы не позволят. Ликвидировать террористов полностью – не в планах кураторов.
Штатам выгодно поддерживать «демографию» ИГ на определенном, устраивающем их уровне, который обосновывает, если потребуется, легальность пребывания американских подразделений на этой территории и включение их в нужный момент в военных действия. Войну, разумеется, янки будут вести в манере «разбомбить два экскаватора и нечаянно разнести в дребезги гражданский объект». Допустить полное уничтожение «тарантула» - не в интересах США.
* Группировка «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, её деятельность на территории России запрещена.
Автор: Владимир Добрынин