Договориться с Россией
Загадки русской души
Лоуренс Котликофф (Laurence Kotlikoff)
Последние три года я сотрудничаю с Институтом Гайдара, помогая его прекрасным экономистам исследовать финансовую политику России. Мы изучаем долгосрочное состояние российского бюджета, прогнозируемые демографические изменения, а также вопросы экономических преобразований. Как и США, Россия сталкивается с серьезными проблемами в поддержании своих бюджетных программ и в обеспечении экономического роста. Эти проблемы серьезно усугубляются падением цен на энергоресурсы и международными санкциями.
Во время поездок в Россию я разговариваю со многими людьми о Крыме, Украине, Сирии, НАТО и о других вопросах. Мне стали предельно понятны две вещи. Во-первых, россияне — очень гордый и патриотичный народ. Во-вторых, россияне ощущают угрозу от расширения НАТО. Это не оправдывает силовую аннексию Крыма и их участие в боевых действиях на востоке Украины, но во многом объясняет.
Крым вошел в состав России в 1783 году, но в 1954-м по указанию Никиты Хрущева его передали в дар Украине, как сказала его дочь. Видимо, Хрущев даже не предполагал, что Советский Союз может распасться, и что Крым станет собственностью независимой Украины. Россия — это самая большая в мире страна, и дополнительные земли ей не нужны. Но в крымском Севастополе находится военно-морская база российского Черноморского флота. Представьте себе: американский президент отдает Гавайи с Перл-Харбором, скажем, китайцам — и вы получите представление о чувствах россиян по поводу Крыма. Нет сомнений, что украинцы смотрят на этот подарок совсем по-другому. Возможно, на их взгляд, это ничтожная компенсация за организованный Сталиным в 1930-е годы Голодомор, когда от искусственно созданного голода на Украине умерла четверть населения, в том числе, три миллиона детей.
Конечно, последние 16 лет Крым входил в состав независимой Украины (так в тексте — прим. пер.). Но почему русские ждали до 2014 года, чтобы забрать его? Это связано с расширением НАТО. Когда распался Советский Союз, Россия посчитала, что Североатлантический альянс дал ей неофициальные, но твердые гарантии того, что не будет продвигаться на восток на территорию прибалтийских государств, Польши, Венгрии, Румынии и Болгарии. Сейчас все эти страны входят в состав НАТО, а между тем, четыре из них граничат с Россией.
НАТО создавалась для защиты Запада от Советов. Но большое количество россиян обеспокоено тем, что сегодня цель альянса — окружить Россию, угрожать ей, ослаблять ее, а в конечном итоге захватить их страну. Это похоже на паранойю, но здесь уместно вспомнить долгую историю России, в которой были вторжения шведов, французов и немцев. Нападению Германии содействовали десятки тысяч украинцев. Безусловно, подавляющее большинство украинцев воевало на стороне СССР, однако российский народ сохранил вполне реальный страх перед «украинскими фашистами».
В 2014 году пророссийский президент Украины Виктор Янукович был свергнут в результате инспирированного Западом заговора, как считают многие / большинство россиян. Запад же смотрит на это совсем по-другому, считая, что переворот был народным восстанием против ужасно коррумпированного руководителя. В любом случае, русские усмотрели в свержении своего человека первый шаг Украины к вступлению в Евросоюз и НАТО.
Случившееся затем в Крыму и на Украине это уже состоявшийся факт. Россия создала гарантии того, что натовские войска и оружие не будут размещаться вблизи ее черноморской военно-морской базы. Кроме того, она придумала довольно простой способ для дестабилизации Украины, если эта страна решит пойти на сближение с ЕС и НАТО. Кроме того, Россия обеспечила себе доступ к заводам по производству авиационных двигателей и к другим предприятиям на востоке Украины, которые крайне важны для ее оборонной промышленности и армии.
Однако Россия платит огромную цену за укрепление, как она считает, своей военной безопасности. Санкции обходятся ей очень дорого, а в будущем нанесут еще больший ущерб. Кроме того, Западная Европа постепенно учится обходиться без российского газа, лишая Москву рычагов влияния. Более того, президент Обама только что объявил, что отправит в страны НАТО в Восточной и Центральной Европе танки и другую военную технику на 3,4 миллиарда долларов, что вынудит Россию принимать ответные дорогостоящие меры по перевооружению.
Итак, сегодня мы имеем абсурдную ситуацию, когда две мощные силы, Россия и НАТО, приняли боевую стойку, как будто они действительно готовы начать войну, и в случае вторжения могут применить имеющееся у них ядерное оружие. Ни один разумный американский президент не отдаст приказ напасть на Россию, даже если бы у нее была одна-единственная ядерная ракета, способная стереть с лица земли Сан-Франциско, Нью-Йорк или какой-то другой крупный американский город. А у России таких ракет огромное множество. Точно так же, ни один разумный российский президент не нападет на члена НАТО, потому что боится потерять Москву, Санкт-Петербург или еще какой-нибудь крупный город в России, причем в доли секунды, за которые происходит ядерный взрыв.
Это похоже на двух школьников на детской площадке, которые грозят друг другу. Есть опасность, что один из них притворится, что бьет, а второй нанесет настоящий удар. Поскольку воздушные, наземные и морские силы России и НАТО находятся в опасной близости друг к другу, возрастает риск случайного военного столкновения, могущего очень быстро привести к взаимно гарантированному уничтожению.
Но есть пути, по которым стороны могут сделать несколько шагов назад. Есть способ не дать бывшим союзникам Америке и России превратиться во врагов. Необходимо, чтобы стороны заключили договоренность, контуры которой вполне понятны. Первый элемент это официальный договор, исключающий дальнейшее продвижение НАТО в страны, граничащие с Россией при условии, что Москва не будет размещать в этих странах ни регулярные, ни иррегулярные войска. Второй элемент это выплата Россией компенсации Украине и официальное признание Западом российского права владения Крымом. Третий элемент это немедленный отвод войск. Четвертый — отмена натовской программы перевооружения в размере 3,4 миллиарда долларов в обмен на соразмерное сокращение российской программы перевооружения. Пятый — сделка по Сирии с учетом российских интересов, по условиям которой Москва должна прекратить авиаудары по силам умеренной сирийской оппозиции и заменить президента Асада правительством народного единства, приемлемым для России и США. Шестой — незамедлительное и взаимное снятие экономических санкций. Седьмой — дальнейшее взаимное сокращение ядерных арсеналов и договоренность не нарушать ядерный паритет посредством строительства новых оборонительных и наступательных ракетных комплексов. Восьмой — создать возможность для ускоренного вступления России в Евросоюз и НАТО. Девятый — незамедлительное создание совместных российско-американских ударных сил для борьбы с ИГИЛ.
Согласятся ли русские и американцы на такую сделку? Я понятия не имею. Во время своих регулярных поездок в Россию я встречаюсь с высокопоставленными российскими правительственными чиновниками, как бывшими, так и действующими. Но я ни разу не обсуждал с ними возможность заключения такой масштабной сделки. Не говорил я на эту тему и с американскими должностными лицами из правительства, с которыми я также встречаюсь время от времени.
Я задумался об этой сделке, потому что меня очень сильно тревожит направление движения российско-американских отношений. Я достаточно стар и помню, как Никита Хрущев стучал своим башмаком по трибуне ООН и кричал: «Мы вас похороним». Я помню, как возводили Берлинскую стену. Я помню Берлинский авиамост. Я помню Карибский кризис. Я помню, как в 15-летнем возрасте пересекал КПП «Чарли» на пути в Восточный Берлин, направляясь туда по студенческому обмену, как с ужасом смотрел на мрачный город, обнесенный стеной. Я помню, как мой дядя, социолог с левыми взглядами, рассказывал о Джо Маккарти и о «Красной угрозе», из-за которой многие его друзья лишились работы. Я помню войну во Вьетнаме, которая убила и искалечила огромное множество людей под предлогом борьбы с коммунизмом, хотя на самом деле это была попытка сохранить репутацию. Я помню, как президент Джордж Буш-старший сделал глупое и ложное заявление: «Мы выиграли холодную войну».
Все просчеты, все безответственные заявления со стороны российской и американской сверхдержав за эти годы дали только одно. Они неоднократно ставили цивилизацию на грань полного уничтожения.
Пора России и США повзрослеть и заключить сделку — важную сделку, которая разрешит все их конфликты.