Об издевательстве власти над демократией и попрании прав человека можно прочитать здесь
Об избиении дубинками женщин
О народных протестах в Молдове
Очень точно охарактеризовал накал сегодняшней ситуации политический аналитик Дмитрий Чебурашенко в своей статье "Плахотнюком движет страх повторить судьбу Чаушеску, Каддафи или Януковича".
В последнее время происходят события, которые указывают на необратимый провал так называемой «проевропейской» власти или, как ее еще называют - «режим Плахотнюка». И это вселяет осторожный оптимизм, дает надежду на то, что у Молдовы и ее народа может появиться шанс изменить ситуацию в свою пользу.
Опубликованные на этой неделе результаты опроса общественного мнения, проведенного авторитетной социологической службой CBS-AXA, подтверждают, что несмотря на объявленную «стабилизацию кризиса» в связи с утверждением «проевропейского» правительства Владимира Плахотнюка/Павла Филипа, глубинные процессы, происходящие в молдавском обществе, указывают на обрушение и этой власти, и той политики, которую проводит в Молдове поддерживающий эту власть Запад.
85% респондентов продолжают считать, что страна движется в неправильном направлении. Правительству доверяют 8%, парламенту и президенту - 5%. Согласно опросу, ни одна из «проевропейских» партий, представленных в законодательном органе, не прошла бы в новый парламент в случае досрочных выборов. Демократической партии, захватившей всю власть в стране, не доверяют 89% опрошенных. Рейтинг недоверия лидера этой партии и самого вероятного кандидата в президенты Плахотнюка еще выше — минус 93%. О поддержке нового правительства заявляет лишь каждый шестой респондент. Шесть граждан из десяти поддерживают антиправительственные протесты. 89% хотят прямых выборов президента, 70% - досрочных парламентских выборов.
Отвечая на вопрос «Кто захватил нашу страну?», больше всего (30,6%) указали на Плахотнюка. За ним следуют олигархи (18,7%) и действующая власть (12,9%). На четвертом месте — Европейский Союз и Соединенные Штаты. Каждый десятый молдаванин считает, что это они захватили их страну. Затем следуют «воры, бандиты и грабители» (6%) и только на шестом месте Россия (3,7%).
При таких настроениях не удивляет и прогноз на досрочные выборы: «Наша партия» и Партия социалистов получили бы на них 57 депутатских мандатов. Год назад им прочили 47 мест в парламенте. Если такая тенденция сохранится, то еще через год рейтинг «пророссийских» партий, которых так боятся в Вашингтоне, Бухаресте и Брюсселе, вырастет до 67 мандатов, а к очередным выборам — до 77.
Ответ Запада на происходящее в Молдове совершенно неадекватный — продолжать и дальше с маниакальным упорством запрещать выборы, которых желает народ, и поддерживать непопулярную власть, которую народ видеть не хочет. Банить демократию — это не решение. Это страусиная позиция, какое-то странное, иррациональное бегство от реальности, болезненная комбинация аутизма с эскапизмом. Если же все это делается только из-за боязни Путина, то это просто паранойя.
Запад может делать много замечательных дел для Молдовы — помогать строить дороги, школы и больницы, улучшать законы, бороться с коррупцией, - но все это перечеркивается тем, что в трудный для молдавского народа момент, когда люди хотели избавиться от режима Плахотнюка, Запад этот режим спасал, закрывая при этом глаза и на унионистские поползновения Бухареста. Запад поддерживает две самые непопулярные у молдаван вещи — Плахотнюка и унионизм, поэтому его не должно удивлять, что слово «проевропейский» обнулилось и стало ругательным. Люди скажут Западу «спасибо» за помощь, но еще больше они запомнят то, что он навязывал народу Владимира «Минус93процента» Плахотнюка и поддерживал унионистов, которые хотели отнять у молдаван их имя и дом.
На желание граждан Молдовы избрать себе на честных и демократических выборах новую власть Запад отвечает «борьбой с российской пропагандой» в духе психологических операций времен «холодной войны». Когда-то США учили нас свободной и независимой журналистике в духе «Гражданина Кейна» и «Народа против Ларри Флинта». Сегодня все это перечеркнуто и забыто. «Свободная пресса» из живого бизнеса превращается в бюрократические проекты иностранных правительств. Среди этих проектов попадаются на редкость низменные и мерзкие спецоперации, когда под видом борьбы за «свободу слова» поощряется мизерабельное стукачество. Наверное, именно такие наемники, которые сегодня на деньги Запада борются с Россией, занимались составлением списков «врагов народа» из числа односельчан для отправки в сталинские лагеря и шли в полицаи к фашистам. Скорее всего, это сами наши компатриоты из так называемого «гражданского общества» разводят Госдеп и Еврокомиссию на «антироссийские» бюджеты, но неужели в Вашингтоне и Брюсселе не чувствует, насколько гаденько выглядит вся эта якобы демократическая и «проевропейская» деятельность?
Как Запад ни старается поддерживать штаны обанкротившейся кишиневской власти, ничего из этого не выходит. «Партнеры по развитию» запрещают досрочные выборы, но когда-то же все равно будут очередные выборы. Надеюсь, что Виктория Нуланд, которая выразила радость по поводу создания плахотнюковского «абсолютного большинства», хотя бы очередные выборы не запретит. Это был бы уже перебор.
Трудно представить, как Запад может добиться какого-то позитива в Молдове, поддерживая у власти правительство Плахотнюка/Филипа. Если поменять здесь вообще всех и посадить в руководящие кресла 100 таких, как Майя Санду, и то не факт, что получится. А при сохранении режима Плахотнюка точно не получится.
Провал Запада в Молдове дополняется провалом самого режима Плахотнюка. У олигарха не осталось хороших вариантов. Он все дальше и глубже загоняет сам себя в угол, и пытаясь исправлять старые ошибки, совершает новые.
Миф «Плахотнюк — эффективный менеджер» разрушается на глазах. У правительства не получается выправить экономическую ситуацию. На этой неделе министерство финансов объявило о приостановке государственных закупок. В казначействе лежат неоплаченные счета на сотни миллионов леев за уже полученные товары и услуги, и правительство не хочет накапливать новые долги. Денег от МВФ ждать не приходится, а это означает, что не будет и денег от ЕС, Всемирного банка и других «партнеров по развитию». Сегодня главная проблема для Плахотнюка — не протесты оппозиции, а вопрос, где взять деньги. Трудно улучшить рейтинг правительству, которое отказывается от госзакупок.
Другая хорошая новость этой недели - Плахотнюк вынужден был пойти на уступки политзаключенным «группы Петренко». Весь негатив от этого дела сконцентрировался лично на олигархе. Поняв, что он совершает глупость, Плахотнюк разрешил изменить меру пресечения политзаключенным, но давать задний ход уже поздно. Он уже съел всю эту кастрюлю с дерьмом, а когда осталось на донышке, решил, что хватит. Отмыться не отмылся, но совершил другую ошибку: слил с потрохами прокуроров и судей, которые на своей шкуре узнали, какая роль уготована им Плахотнюком – того, что в СССР называлось «резиновым изделием N2».
Также на этой неделе был нанесен новый удар по младшему «проевропейскому» партнеру Плахотнюка Михаю Гимпу. В примэрии Кишинева, которую возглавляет племянник Гимпу Дорин Киртоакэ, прошли обыски, цель которых - заставить либералов отказаться от любых претензий на какие-либо должности и проголосовать за кандидатуру Плахотнюка на пост президента. Для «Люды» уже не стоит вопрос спасения партии. Это невозможно, ЛП мертва. Речь идет хотя бы о спасении чести фамилии Гимпу. Младший брат Михай перечеркнул все, что делал его старший брат Георге. Если старший выстоял в советской тюрьме, то младший за пару должностей и бизнесов опустился до роли подстилки олигарха.
Судя по промежуточным, весьма неутешительным для Плахотнюка, результатам, карусель машин с затемненными стеклами, которые возят депутатов, министров, лидеров партий, бизнесменов, политологов, блоггеров проходными дворами между проспектами Негруцци и Кантемира, работает вхолостую. Не в коня корм.
Пока Плахотнюк лично не заявит обратное, нужно исходить из того, что он все равно хочет стать президентом. Амбиции и желание у него точно есть, как есть и необходимые для избрания голоса 61 депутата. Вопрос в том, как это сделать. По закону, новый президент должен быть избран в течение 90 дней после истечения мандата Николае Тимофти, то есть до 23 июня. У Плахотнюка еще есть время, чтобы организовать самоизбрание, избежав массовых протестов. В крайнем случае, он может предложить на пост президента кого-то другого, кто потом сможет выдвинуть самого Плахотнюка в премьеры.
Плахотнюку обязательно нужно занять какую-то высокую государственную должность. Он понимает, что американцы не оставят его в покое. Они поставили перед собой цель, по крайней мере, на словах, санировать политическую систему Молдовы, а без ухода Плахотнюка это невозможно.
Надо признать, что сама по себе правительственная команда премьер-министра Павла Филипа весьма компетентна. Если честно, это лучшее правительство Молдовы с 2009 года. Но над ним довлеет проклятие Плахотнюка. Американцы сделают все, чтобы эту тень с правительства убрать, и дальше, в режиме ручного управления, попытаться хоть как-то гальванизировать «проевропейскую» идею в Молдове. Плахотнюк знает, что его хотят убрать, и не доверяет американцам (впрочем, он не доверяет никому). Американцы знают, что он знает, а он знает, что они знают, что он знает. Как они будут выбираться из этого лабиринта, неизвестно.
Досрочные выборы — тоже не выход для Плахотнюка. ДПМ их проиграет. Утверждения о том, что в новом парламенте Плахотнюк легко договорится с Ренато Усатым и/или Игорем Додоном — это ничем не подкрепленные благие пожелания. НП и ПСРМ получат большинство в новом парламенте и смогут сами утвердить правительство. Зачем им Плахотнюк? Никто ни о чем не будет с ним договариваться. Его будут уничтожать, что так, что сяк, что этак, и западные, и русские, и молдавские. Можно даже посочувствовать Плахотнюку. Им движет страх повторить судьбу Чаушеску, Каддафи или Януковича. Этот страх заставляет его стоять до конца. Но «проевропейская» власть все равно проваливается, и это дает гражданам Молдовы надежду на освобождение государства и общества из криминально-олигархического плена.