Выступление заместителя Министра иностранных дел России Г.М.Гатилова по итогам принятия Резолюции Совета Безопасности ООН 2268 по Сирии, Нью-Йорк, 26 февраля 2016 года
Г-н Председатель,
Сегодня сделан ещё один важный коллективный шаг к достижению политического урегулирования конфликта в Сирии. Совет Безопасности ООН только что принятой резолюцией одобрил Совместное заявление Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки в качестве сопредседателей Международной группы поддержки Сирии о прекращении боевых действий в этой стране на условиях, которые являются составной частью Заявления. Этот документ и принятая резолюция, соавтором которой стала Россия, должны выполняться неукоснительно и без предварительных условий. Сам процесс выполнения должен надёжно контролироваться. Важно, что резолюция принята практически в момент вступления в Сирии в силу режима прекращения огня. Многие вооруженные группировки уже заявили, что они готовы выполнять его требования.
Как было подтверждено в Совместном заявлении России и США, на ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусру» и другие террористические организации, признанные таковыми Советом Безопасности ООН, режим прекращения боевых действий не распространяется. Борьба с ними будет продолжаться. Исходим из того, что долгосрочная стабилизация в Сирии невозможна без ликвидации там террористической угрозы. Чтобы эта цель была достигнута, необходимо положить конец попыткам использования террористов в качестве оружия в нечистоплотных геополитических целях. Все снабжающие их артерии должны быть надежно перекрыты. На сирийских границах должен быть поставлен надёжный заслон нелегальным потокам, на которых наращивается и процветает криминальный капитал. Требуется остановить продолжающиеся посягательства на суверенитет и территориальную целостность Сирии извне.
Согласованные с американской стороной совместные действия призваны способствовать коренному перелому в затянувшемся сирийском кризисе. У нас появился реальный шанс остановить насилие, поднять на новый уровень коллективную борьбу с терроризмом, выправить тяжёлую гуманитарную ситуацию в стране.
Принципиально важно, что создаются новые условия для развития политического процесса под эгидой ООН, главная роль в котором отводится самим сирийским сторонам. В нём должно быть отведено достойное место для сирийцев, не покидавших родину в годы затяжного конфликта, курдского населения, составляющего один из ключевых элементов контртеррористических усилий, – другими словами, для всех представителей политического и этноконфессионального состава Сирии.
Хорошо осознаём, что процесс будет трудным с учётом запущенности конфликта и попыток повернуть вспять зарождающуюся положительную динамику. Однако межсирийские переговоры следует возобновить как можно скорее и последовательно продвигаться по всем стоящим на повестке дня вопросам. Об этом прямо говорится в только что принятой резолюции. Рассчитываем в этой связи на принципиальность и беспристрастность ооновского сопровождения процесса, на конструктивную роль Спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистуры. При этом необходимо сохранять твёрдую приверженность всем положениям резолюции СБ 2254 и других основополагающих документов, не вычленяя из них отдельные компоненты в угоду изменчивой конъюнктуре и эгоистическим приоритетам каких бы то ни было оппозиционных группировок.
Любые действия, способные привести к срыву политпроцесса путём выдвижения предварительных условий, должны пресекаться.
Нужно не идти на поводу у радикалов, а настраивать их на диалог. Одновременно должна прекратиться пагубная практика внешней поддержки вооружённых формирований, разрушительно действующая на политический процесс и представляющая опасность для перспективы режима прекращения огня.
Г-н Председатель,
Рассчитываем, что сирийские стороны, государства региона и всё международное сообщество будут предельно ответственно подходить к выполнению всего комплекса решений по сирийскому политическому урегулированию. Во главу угла должны быть поставлены интересы народа Сирии. Разбрасываться такими историческими возможностями непозволительно.
Россия последовательно придерживается линии на политическое урегулирование в Сирии. Мы совместными усилиями добились запуска Венского процесса и формирования Международной группы поддержки Сирии, стояли у истоков принятия фундаментальных решений в СБ ООН. Рассчитываем, что закладываемые, в том числе и сегодня, основы конструктивного взаимодействия, совершенно необходимы для успешного продвижения по пути мирного урегулирования. В более широком контексте речь должна идти о выработке всеобъемлющей стратегии политической стабилизации и социально-экономического восстановления в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Ответ на вызовы, которым противостоит этот регион, может быть исключительно коллективным. Предложения Российской Федерации по запуску широкого взаимодействия в этой сфере остаются в силе.