Американцы вошли в Афганистан 15 лет назад вместе с НАТО с целью уничтожить талибов. Их операции, которые они проводили по всей стране, носили громкие имена: "Анаконда", "Горная ярость", "Ахиллес". Общее название — "Несокрушимая свобода". С годами названия операций стали скромнее. Скромными были и их результаты. "Талибан" по-прежнему силен, он наступает. Авторитет оккупационных сил подорван.
Кабул. Один из тихих городских кабачков. Плов, шашлык. Спиртного вам здесь не предложат, кальян — обязательно. Хамед Хайдари — известный журналист, в недавнем прошлом корреспондент телеканала "Аль-Джазира" в Афганистане.
"Я смотрю на микрорайоны, заводы, электростанции, которые Советский Союз нам построил, и понимаю, как много хорошего было для нас сделано, — говорит Хайдари. — А вот те, кто сегодня приехали под лозунгами дружбы и помощи, ничего не делают. И о них народ никогда хорошего не скажет".
Совсем недавно террористам удалось лишить электроэнергии столицу страны и большинство ее провинций. Стратегическая линия электропередачи, которую ближе к Салангу перебили талибы, обесточив Кабул. Рядом со стратегической трассой, соединяющей север и остальной Афганистан, талибы держат большую базу. Правительство подписало с ними договор о ненападении, но боевики, подорвали ЛЭП и договор нарушили. Заговорили о том, что это и есть попытка блокировать север, где проходят границы с СНГ.
Летом прошлого года очистить север Афганистана от талибов и появившихся там отрядов ИГИЛ попытался первый вице-президент страны генерал Дустум. Он дал бой террористам и лично триумфально проехал по всей стратегической трассе в Кабул. Но вскоре талибы вернулись.
Теперь они периодически устраивают засады на большой дороге, обстреливают колонны силовиков. А еще удерживают несколько кишлаков, не давая восстанавливать подорванные ими линии электропередачи.
Среди афганских военных и полицейских многие говорят на русском языке. Американцы и их союзники формировали афганскую армию. Польские и румынские инструкторы учили бывших моджахедов, как воевать. Не нюхавшие пороху швейцарские альпийские егеря готовили их к действиям в горах. Выглядело все, мягко говоря, комично.
Штурмующие позиции талибов полицейские и военные признаются, что давно бы уничтожили врага, но у них нет тяжелого вооружения. НАТО, посылая афганцев в бой, не дает им ни танков, ни артиллерии, опасаясь, что все попадет к талибам.
На въезде в столицу провинции Балх, на бархане, выложено камнями: "Добро пожаловать в Мазари-Шариф". Рядом досматривают буквально каждую проезжающую машину. Водители проходят специальную регистрацию. Ищут наркотики и взрывчатку, ловят террористов.
Недавно в центре Мазари-Шарифа прошел бой. Талибы атаковали консульство Индии. Афганский спецназ успел организовать оборону. Были подняты вертолеты, расставлены снайперы. Бой шел больше суток. Погибли один полицейский и восемь военных. Оружие в руки взял даже сам губернатор провинции Балх Ато Мухаммади Нур.
"Мы не хотели ночью контратаковать, чтобы мирные жители случайно не погибли. Собрали штаб: военные, полиция, разведка. А с утра уже освободили консульство", — рассказал Нур.
Сегодня лишь провинция Балх, что расположена напротив Узбекистана, считается единственной безопасной территорией Афганистана. Но генерал Содат, главный полицейский провинции, говорит, что все равно угроза нападения талибов и здесь существует.
"И у нас есть проблемы в некоторых районах. К сожалению, нам, полицейским, больше приходится заниматься не охраной общественного порядок, а по-настоящему воевать, как это делает армия", — отметил Саид Камал Содат.
Последнее спокойное место на границе Афганистана и СНГ. Единственный афганский пограничный мост. 880 метров длиной. Небывалой прочности. Выдержит проход колонны самой тяжелой техники. И теперь охраняется как главный стратегический объект Афганистана, оставшийся от Советского Союза.
Военная коалиция из пятидесяти государств вошла в Афганистан 15 лет назад. Сколько было сказано о близкой победе, сколько денег было потрачено, но эта страна по-прежнему остается и для Азии, и для всего мира бомбой замедленного действия.