АнтиМайдан
1 марта вспоминают жертв Корюковской трагедии
Корюковская трагедия — массовое убийство 6 700 человек мирного населения посёлка Корюковка Черниговской области, совершённое 1—2 марта 1943 года отрядами СС и украинской вспомогательной полицией.
В летопись гитлеровского террора на оккупированных территориях вошли как символы массового истребления мирных людей белорусская Хатынь со 149 убитыми карателями жителями, чешское Лидице с 320 жертвами, французский Орадур, где эсэсовцы уничтожили 642 человека. Но самая одномоментная карательная акция гитлеровцев против мирного населения произошла 1 — 2 марта 1943 в селе Корюковка на Черниговщине. Около семи тысяч человек было расстреляно или сожжены заживо в этом полесском селе! Что мы знаем об этой трагедии?
...
В ночь на 27 февраля 1943 партизаны разгромили гарнизон Корюковки. В основном он состоял из венгерских солдат. Оккупантов партизаны уничтожили в бою, уцелела лишь группа, которая засела в кирпичном здании больницы. Из плена освободили 97 смертников, предложив местным жителям идти с ними в леса. Одновременно устроили диверсии на железнодорожной станции, подорвали мастерские, склад горючего, эшелон и городов …
Утром 1 марта 1943 по приказу генерала Хойзенберга карательный отряд немцев и украинских шуцманов (вспомогательной полиции) окружил деревню и принялся истреблять мирное население. Под предлогом проверки документов людей сгоняли в помещение ресторана, земотдела, театра, клуба, поликлиники, детской консультации, двух школ, на церковный двор. Партиями по 50 — 100 человек жертв расстреливали, несмотря на пол и возраст. 2 марта забитые трупами дома (только в ресторане более 500 тел) начали поджигать, но убийства продолжались.
«Моя маленькая дочь лежала у меня на груди, когда у нас начали стрелять в ресторане. Загоняли здесь как скот на бойню … Фашист попал мне в глаз … и я больше ничего не помню. Трое моих детишек были убиты. Даже похоронить их не пришлось … сожгли их проклятые палачи «, — вспоминал Евгений Рымарь.
Каратели прочесывали деревню, хватали людей и живьем бросали в горящие избы. Вера Сильченко, которая спряталась в стоге сена, видела, как нелюди бросили в огонь ее мать, сестру и невестку. Одновременно большие группы людей косили из пулеметов во дворе церкви, на колхозном дворе, в свинарнике. К концу дня 2 марта Корюковка почти полностью сгорела.
Уцелевшие в Корюковке спрятались или бежали в лес; часть из них через несколько дней вернулись, в основном пожилые люди. Но 9 марта каратели снова появились. Старых выгнали из домов, завели в сарай, облили керосином и сожгли. Людей затолкали на заводе в печь для обжига кирпича и подожгли …
Как показало расследование и экспертизы областной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Корюковке, за два дня оккупанты и их помощники-полицаи зверски уничтожили по меньшей мере 6700 человек (5612 тел остались неопознанными. Судмедэксперты установили, что смерть был причинен «путем расстрела из автомата, расстрела из станкового пулемета, физического насилия тупым оружием с раздроблением костей черепа и позвоночного столба в шейной области. сжиганием живых людей — мужчин, женщин и детей». Из 1300 зданий уцелело десять.