В последние полгода дамба несколько раз переходила из рук в руки, в том числе от ИГИЛ к курдам, и ее физическое состояние можно оценить как чудовищное. А это, помимо всего прочего, еще и крупная гидроэлектростанция – важнейший источник электроэнергии для Ирака. Построена она на основе из селенита – природного гипса, что само по себе странно для водного сооружения, но это вопрос к строившим ее европейским инженерам. Селенит постепенно размывается, и под него просачивается вода. Чтобы пятидесятиметровая конструкция не рухнула ввиду уплывшего из-под нее грунта, необходимо проводить постоянные профилактические работы, например, закачивать в основание бетонные смеси. Если этого не делать, то 12 с половиной миллиардов тонн воды затопят все живое на протяжении сотен километров вдоль реки Тигр. Через два часа после катастрофы гребень волны высотой 110 метров подойдет к полутора миллионному Мосулу. По оценкам саперов, Мосул окажется на дне озера глубиной 18 метров, а уровень затопления в Багдаде составит в среднем 4,5 метра. Число погибших уже на первом этапе катастрофы может достигнуть полумиллиона человек.
Вполне возможно, что эта трагедия может стать самой масштабной в истории человечества – из тех, что связаны с водой. По виртуальным оценкам, она побьет прямые физические потери человеческой расы от Всемирного потопа, как бы он ни назывался в мифах и преданиях народов мира, включая миф о Гильгамеше.
Еще в ноябре прошлого года иракский директор дамбы утверждал, что она была серьезно повреждена в ходе военных действий. Он называет повреждения критическими, но к его словам надо относиться так же, как он называет повреждения. Исходящую от дамбы опасность осознают все, и потому контроль над ней всегда был одним из приоритетов воюющих сторон. Боевики ИГИЛ смогли удерживать контроль за дамбой всего 10 дней, после чего были выбиты курдами при поддержке американцев. Теоретически ИГИЛ могло взорвать дамбу за сутки, но тогда группировка еще не была заинтересована в людоедстве подобных масштабов. В августе прошлого года для этого квазигосударства и примкнувшим к нему боевиков все складывалось достаточно удачно, и они серьезно рассчитывали получить под свой контроль Ирак с людьми, а не разливное море.
Теперь ситуация совсем иная, но похоже, что обстановка вокруг дамбы не связана уже с происками ИГИЛ. Это, скорее, вопрос имиджа США и их государственной ответственности за тот режим, который существует сейчас в Ираке.
Ранее работа по закачиванию раствора в основание дамбы велась в круглосуточном режиме. В течение нескольких лет инженеры закачали туда более 50 000 тонн смеси из бентонита, цемента, воды и воздуха. В газете Washington Post сообщалось, что «двадцать четыре лязгающие машины работают 24 часа в сутки, но по мере того, как под всей этой структурой происходит растворение гипса, в плотине периодически возникают карстовые воронки». То есть технология, которую использовал американских Корпус военных инженеров, тянула скорее на косметический ремонт.
Американцы возились с дамбой в каденцию президента Буша, поскольку тогда действительно считали себя ответственными за ее состояние – как и за все, что происходило в оккупированном ими Ираке. Была разработана даже целая концепция, условно называвшаяся «война как работа в сфере социальных проблем». Она подвергалась критике даже в самих Штатах, поскольку представлялась как оказание помощи побежденному врагу, а не как работа на интересы США. Свергли Хуссейна, провели «демократические выборы» – и ладно, молодцы, «а после нас – хоть потоп». Это ведь не «шурави» в Афганистане, строившие школы, детские садики и арыки, которые работают до сих пор. Если в СССР подобное воспринималось естественно – как «интернациональный долг», то в США даже профессиональные инженеры предлагали переложить всю ответственность за содержание дамбы на иракское правительство. Победы – это хорошо, но социальные и технологические проблемы, порожденные войной, вредили имиджу супердержавы. Так пропаганда вновь пошла впереди практики жизни.
Еще в 2003 году был опубликован доклад, который обосновывал необходимость снять с США заботу о внутренних делах Ирака, включая «плотину Саддама». «Американцы оказываются под бременем нежелательной и ненужной потери жизней, финансовых обязательств и политических проблем. Что же касается жителей Ирака, то пример мосульской плотины показывает, что все сказанное поощряет безответственность с потенциально губительными последствиями», – так говорили образованные люди. То есть иракцы – безответственные, а те, кто их бомбил, – очень ответственны. Конечно, у арабов есть определенные перекосы в национальном характере, но они все-таки жить хотят, а не утонуть со всей своей цивилизацией.
В частности, предлагалось переложить ответственность за дамбу на тех, кто ее построил. А построил ее германо-итальянский консорциум во главе с Hochtief-Aktiengesellschaft (тогда еще Западная Германия) в 1981–1984 годах за 1,5 млрд американских долларов. Преследовалась главным образом политическая цель – оказать содействие режиму Саддама Хуссейна во время ирано-иракской войны. В период этой бойни не обогатился только ленивый – это был «золотой век» торговцев оружием, авантюристов и строителей всех мастей и национальностей. Сейчас США исходят из того, что они не были причастны к постройке плотины ни финансово, ни организационно, ни политически, они даже мимо не проходили (они вообще Тегеран поддерживали по схеме «Иран-контрас»), а потому – какие к ним вопросы?
Частично ответственность за плотину действительно удалось взвалить на европейцев. 16 декабря прошлого года 450 итальянских солдат из элитного корпуса берсальеров и горных стрелков высадились на дамбу и взяли ее под охрану, прогнав курдов, которые выбили оттуда ИГИЛ еще в августе. Возможно, аргументом стал контракт на 2 миллиарда долларов, который получила итальянская фирма Trevi на текущий ремонт. Теперь плотина формально продолжает находиться в ведении курдов, а охраняется итальянским батальоном. Но именно курды ведут переговоры о ее спасении с правительством Ирака, требуя 250–500 миллионов долларов, чтобы предотвратить разрушение дамбы и масштабную катастрофу. Цифру эту они взяли не совсем с потолка – просто помножили на десять те затраты, которые понесли США при закачивании бетона в период оккупации Ирака. Нормальный восточно-базарный вариант – дальше начинается торговля. В период оккупации существовала такая должность: специальный генеральный инспектор по реконструкции Ирака (Special Inspector General for Iraq Reconstruction), который утверждал, что реконструкция дамбы велась не должным образом, а деньги крали по привычной схеме: бетон не той марки, подрядчики-гастарбайтеры – все, как мы любим. То есть цена вопроса по-курдски действительно подлежит восточному обсуждению.
Курды, как и независимые эксперты чуть ранее, предлагают не бороться с разрушением косметическими мерами, а искоренить проблему вовсе. Их вариант основан на постройке второй плотины – напротив, которая возьмет на себя часть гидравлического давления и таким образом на время устранит опасность затопления всего Междуречья. Но правительство в Багдаде настроено куда более решительно. Оно предлагает построить так называемую «дамбу в дамбе» – новую стену в грунте протяженностью 3,2 километра (сама дамба – 3,5 км). Стоимость проекта – 3 миллиарда долларов.
Другой проект, тоже изобретенный в Багдаде, предусматривает полное осушение искусственного озера и последующий демонтаж дамбы. Это стоит еще больше, а долгоиграющие последствия такого решения проблемы вообще трудно подсчитать, поскольку Ирак лишится основного источника энергии, и как компенсировать потерю – не ясно. Багдад погрузится во тьму, но, как это ни удивительно, у проекта нашелся лоббист – Турция. Предполагается, что пока в Ираке не наладят собственное производство электроэнергии (кстати, как?), Турция по бартеру будет поставлять туда электричество в обмен на сырую нефть. Все-таки в Анкаре сидят удивительно хитроумные ребята.
«Плотина Саддама» – реальная цивилизационная угроза. Только вот вокруг нее оказалось накручено столько противоречивых финансовых и политических интересов, что шансы на быстрое и эффективное решение вопроса очень малы. Отряды ИГИЛ постоянно, а в последнее время – в ежедневном режиме, проникают в окрестности дамбы и явно замышляют что-то недоброе. Время ускорилось, и по прошествии полугода террористы вполне готовы погрузить Междуречье в водный хаос, поставив весь мир на уши.
Это та самая проблема, которую надо решать совместно, раз уж существуют политически мотивированные коалиции, борющие с теми силами, которые по природе своей склонны к людоедству. Только для начала придется что-то сделать с Турцией. Там слово «совместно» не понимают. Ни на каком языке.+
Евгений Крутиков