Также можно отметить, что в марте 2014 Шойбле отличился тем, что сравнил действия России в Крыму с гитлеровской политикой, вследствие чего был даже раскритикован своими коллегами правительству – канцлером Меркель, а также министром иностранных дел Германии Францем-Вальтером Штайнмайером.
Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» констатирует, что заявление Шойбле говорит о том, что всевозможные «критики» нашей страны просто используют жупел России в своих личных целях.
«В настоящее время Евросоюз вступил в полосу перманентных глубоких кризисов, начиная от долгового кризиса в Греции до текущего миграционного цунами, которое буквально обрушилось на Европу, вместе с выходом Британии из его числа. Перечисление этих проблем можно продолжить, но все это показывает, что вопросы интеграции сейчас очень остро стоят перед Евросоюзом, поскольку проблема его расширения в настоящий момент серьезно обострилась», - резюмирует Воронов.
По словам Воронова, сейчас перед Брюсселем стоит задача расширения и углубления интеграции – надо идти дальше, но как, когда положение дел такое зыбкое и никто не хочет передавать определенные функции, входящие в государственный и национальный суверенитет, в интеграционные объединения и структуры, которые сейчас группируются в основном в бельгийской столице.
«Из-за этого Россию и Путина в частности сейчас и обвиняют во всех европейских бедах. В миграционном потоке, в кризисе на Украине, который санкционировали западные страны, и вот теперь дошло до того, что неполадки в социально-экономической модели Евросоюза списываются на «руку Москвы»», - констатировал Воронов.
Воронов считает, что здесь ничего удивительного нет, поскольку можно вспомнить, почему провалилась идея по выстраиванию общего политического и экономического пространства от Владивостока до Ванкувера, которая имела место быть в начале девяностых годов.
«Это произошло не потому, что «Москва тормозила», а потому что наши западные партнеры не вняли ее предупреждениям и не приняли в расчет озабоченность России по вопросам безопасности. Расширялось НАТО на Восток, расширялся Евросоюз, и никто не услышал наши предупреждения о том, что это снова может привести к новым разделительным линиям», - заключает Воронов.
Воронов отмечает, что «результат налицо» - в Европе, как и предполагала Россия, появились новые разделительные линии, а внутри Евросоюза начали строить заборы по всем границам.
«Так что, здесь комплексная проблема по возобновлению общеевропейского подхода по созданию единства на континенте. Здесь надо наводить мосты, а не их разрушать, чему как раз и служит заявление министра Шойбле», - утверждает Воронов.
Между тем, в этом заявлении, так или иначе, скрыто стремление Германии руководить европейской политикой и определять тренд развития структур Европейского союза.
«В настоящий момент в Европе наблюдается усиление позиций Германии – это показал долговой кризис в Греции, где Берлин проводил жесткую политику, но в то же время пошел на уступки, чтобы не выкинуть Афины из Евросоюза. То же самое в миграционном кризисе, где Меркель идет политикой «открытых дверей» по принятию беженцев, хотя все остальные европейцы, особенно Вышеградская группа, категорически против», - резюмирует Воронов.
По мнению Воронова, это все показывает, что в долгосрочном плане влияние Германии в Европе возрастает, а Берлин медленно, но верно идет к тому, чтобы стать подлинным центром силы в Европе и стать, по сути, сверхдержавой на континенте.
«Возможно, не такой милитаризированной, а скорее путем использования «мягкой» силы, но все-таки очевидно стремление Германии стать доминантой в Европе», - отмечает Воронов.
Так что, отчасти выступление Шобле вызвано этим. Кроме того, Воронов обращает внимание на последние действия Великобритании, которая выторговала себе уступки, но это для Лондона – это пиррова победа, поскольку влияние англичан на континенте будет падать, а французов и немцев – возрастать, а в этом тандеме лидер как раз – Германия.
Дмитрий Сикорский