— Я полагаю, что в ближайшее время мы сможем восстановить радиолокационную станцию в Лурдесе, которую сначала использовал СССР, а затем РФ. На возложении венков нашим воинам-интернационалистам, погибшим на Кубе во время исполнения своего воинского долга, в эту среду мы находились от нее очень близко, — подчеркнул Дмитрий Горовцов, назвав радиолокационную станцию гордостью РФ.
Радиоэлектронный центр в Лурдесе был главным советским, а затем российским зарубежным центром радиоэлектронной разведки. Его строительство завершилось в 1967 году, после чего он использовался по назначению до 2002 года. Центр играл ключевую роль в получении разведывательной информации во время холодной войны. Оборудование неоднократно модернизировалось: возможности центра позволяли перехватывать данные с американских спутников связи, наземных телекоммуникационных кабелей, а также сообщения из американского центра управления полетами НАСА в близлежащем американском штате Флорида.
Читайте еще:
[США подтвердили, что дети, убитые приемным отцом, были из России]
США подтвердили, что дети, убитые приемным отцом, были из России
Американские власти пообещали предоставить дипломатам РФ всю информацию о расследовании убийства
Аренда военной базы обходилась России в $90 млн в 1992 году, в $200 млн — в 1996—2000 годах. Оплата производилась поставками продовольствия, древесины, нефтепродуктов и военной техники. Кроме того, Кубе был предоставлен доступ к получаемой центром информации, имеющей отношение к ее безопасности. Содержание военнослужащих, численность которых доходила до 1,5 тыс. человек, обходилось еще в $100 млн ежегодно.
В 1990-х годах необходимость поддержки российских военных баз за границей была поставлена под сомнение. Из-за экономических трудностей после кризиса 1998 года и слабых темпов экономического роста в 2000–2001 годах, а также идя навстречу требованиям правительства США, было объявлено о ликвидации базы, окончательный вывод военных с нее завершился в 2002 году.
— Куба — фактически ключ к Северной и Южной Америке, поэтому со стратегической точки зрения нахождение там в том или ином формате российской базы или присутствие будет соответствовать интересам национальной безопасности как России, так и Кубы, — считает член общественного совета при Минобороны России, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
— Я считаю, нам необходимо возобновить деятельность российского центра радиоэлектронной разведки на Кубе, ранее этот центр добывал значительный объем информации по США. Даже сегодня, в условиях существования закрытых каналов связи, очень много информации находится в открытом доступе, — отметил также Коротченко.
По его словам, Куба интересна России для захода подводных лодок, которые выполняют миссии в данном регионе, пусть эта база будет иметь не военный, а материально-технический формат, но нам, например, нужен один из кубинских портов.
Отметим, что во время визита на Кубу Сергей Нарышкин заявил, что Россия позитивно оценивает заинтересованность парламента Кубы в деятельности военного союза ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности. — «Известия»).
— Мы позитивно оцениваем заинтересованность парламента Республики Куба в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности и ее парламентской ассамблеи... Мы бы приветствовали участие парламента Кубы в деятельности парламентской ассамблеи в качестве наблюдателя, — сказал спикер Госдумы, напомнив, что кубинские парламентарии уже принимали участие в работе совета парламентской ассамблеи ОДКБ в середине апреля в Санкт-Петербурге.
— Заявление Сергея Нарышкина в качестве председателя Госдумы и председателя парламентской ассамблеи ОДКБ о возможных путях подключения Кубы к работе этой организации сделано не случайно. Под этим заявлением есть основания, которые выражаются в практическом интересе в сотрудничестве по вектору военно-технического взаимодействия. Сегодня, мне кажется, эта политическая оферта приобретает геополитический характер и будет представлять интерес для укрепления национальной безопасности Кубы, — полагает чрезвычайный и полномочный посол, депутат Госдумы Василий Лихачев.
По его словам, интересно, как на это отреагирует Вашингтон, который также хотел бы реализовать на Кубе свои проекты. Как считает Лихачев, эта ситуация станет лакмусовой бумажкой для проявления реальных интересов всех сторон.
— Военно-техническое и военно-политическое сотрудничество с Кубой возможно. Это я могу подтвердить как человек, который вел с ними переговоры. Но входить в одну и ту же реку дважды мне кажется малопродуктивным. Мир меняется, меняется его конфигурация, поэтому не думаю, что нам нужно возвращаться на Кубе к 1980 годам. Если говорить о военно-техническом присутствии, то нынешние методы позволяют достичь радиолокационного эффекта другими способами — более эффективными, чем наличие там радиоэлектронного центра, — считает зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.
В то же время эксперт согласен с Коротченко в том, что сотрудничество в обслуживании на Кубе военных кораблей России более необходимо, но это не возвращение в 80-е годы прошлого века, так как технически всё изменилось.
Напомним, что главной задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран — участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.
Ссылка