Как выяснилось, книги, из-за которых разгорелся скандал, посвящены истории России. Первая из них называется «Сакральные смыслы Новороссии» Кирилла Фролова. В ней рассказывается о том, как способствовали духовные православные центры Новороссийской губернии Российской империи в XVIII веке культурному становлению этого региона. Вторая книга — коллективная монография Российского института стратегических исследований «Наследники Победы и Поражения. Вторая мировая война в исторической политике стран ЕС и СНГ». Она посвящена историческим событиям в странах Европейского союза и СНГ и их отражению в коллективной памяти о Второй мировой войне.
В ксерокопии протокола, который вручили Скврорцову после четырёхчасового разбирательства на таможне, говорится, что журналист, возвращавшийся 30 января из Москвы, пытался провезти на Украину издание, «имеющее признаки ксенофобии и сепаратизма».
«Меня сопроводили в отдельную комнату, где содержали четыре часа. Снимали на цифровой фотоаппарат эти книги, отсылали кому-то <…>. Их (представителей таможни. — RT) всё больше собиралось, они проводили целый консилиум, потом очень долго писали протокол», — рассказал журналист в интервью изданию «2000».
В документе также сообщалось, что Скворцову следует 4 марта явиться в суд и ответить по предъявленным обвинениям. В процессе ожидания разбирательства журналист сообщил на своей странице в Facebook о дополнительных обвинениях, а также об экспертизе книг. «Таможня теперь шьёт мне нарушение закона об общественной морали. Назначили экспертизу книг», — сообщается в одном из его постов в соцсети.
Друзья, ничего ещё не закончилось. Поняв, что нарушение мной таможенного контроля – бред собачий, таможня теперь шьёт мне нарушение закона об общественной морали. Назначили экспертизу книг.
Опубликовано Дмитрием Скворцовым 4 марта 2016 г.
Заместитель директора РИСИ, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья, доктор исторических наук Тамара Гузенкова предположила, что будут проводить анализ содержания книг на предмет соответствия обвинениям. «Скорее всего, это будет лингвистическая экспертиза нашей монографии. Вопрос в том, кто её будет проводить. Данная экспертиза должна быть независимой», — рассказала ТАСС замдиректора РИСИ.
Как сообщило в своём репортаже издание «2000», ссылка на которое опубликована на странице Скворцова, судебное заседание накануне так и не состоялось. Предполагается, что представители таможни решили не давать ход делу, поскольку книг, из-за которых разгорелся скандал, нет в списке литературы, запрещённой для ввоза на территорию Украины.
«Верхние сослались на список запрещённой литературы, ему (Скворцову. — RT) не инкриминировали нарушение правил ввоза литературы в Украину, поскольку книги не было в том списке. <…> Они, видимо, почитали, открыли интернет, посмотрели. «Нэ пидпадае», — пояснил юрист, правозащитник Юрий Скалицкий.Пока непонятно, можно ли считать инцидент исчерпанным, но друзья и коллеги Скворцова, которые пришли к зданию суда в день разбирательства, чтобы поддержать журналиста, считают, что события свидетельствуют об ограничении свободы слова на Украине.
«Если государство интересуется, что мы читаем, если нам предлагается список запрещённых или разрешённых книг или авторов, то, следовательно, говорить сегодня о демократии, о свободе слова, говорить сегодня о каких-то европейских ценностях и всём, чем нам, честно говоря, уже натёрли уши, зрение и так далее, думаю, не стоит. <…> Все разговоры о том, что мы следуем европейским курсом, — это элемент пропаганды и не является правдой», — рассказал «2000» писатель Ян Таксюр.Свобода слова на Украине
Это уже не первый случай ограничения свободы слова и преследования журналистов в стране. В конце февраля Национальный совет Украины по вопросам телерадиовещания заявил о намерении внести предложение в Верховную раду о запрете для иностранных граждан работать в украинских СМИ. Американская общественная организация Freedom House заявила, что подобный запрет является нарушением свободы прессы. «Ограничения работы журналистов и СМИ, основанные только на их гражданстве или местонахождении, являются существенным нарушением свободы прессы и свободы выражения. Украинским властям следует от них отказаться», —- приводит РИА Новости пресс-релиз Freedom House.
На неугодные издания на Украине даже совершаются нападения. 25 февраля бойцы батальона «Азов» в Киеве окружили редакцию одного из крупнейших украинских телеканалов «Интер», обвинив его в «кремлёвской пропаганде». Активисты требовали изменить политику вещания. При этом они заявили, что это не является нападением на свободу слова.Неоднократно преследовались и российские телеканалы и издания, а их журналисты высылались или не допускались в страну.
Последний из таких случаев прокомментировала официальный представитель МИД России Мария Захарова. Он высказалась об инициативе Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию ввести санкции против МИА «Россия сегодня» и агентства Sputnik.
«Что говорить о МИА «Россия сегодня» и Sputnik? Тут даже канал «Бобёр» попал! Не будет «Бобра» теперь на Украине», — сыронизировала она.
Чёрные списки
Напомним, в июне 2015 года на Украине был запрещён показ более 150 фильмов и сериалов, которые были произведены в России начиная с 1 января 2014 года.
Кроме того, Минкультуры Украины заявило, что многие артисты из России представляют угрозу национальной безопасности страны. В этой связи ведомство составило чёрный список, в который вошли более 100 деятелей российской культуры.
В свою очередь, СБУ составила список из 38 потенциально опасных книг из РФ, которые необходимо запретить. В него вошли книги разных жанров: научная фантастика, исторические исследования, политическая публицистика.
В начале этого года Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания принял решение запретить вещание на территории страны 15 российских телеканалов. Кроме того, во Львове члены украинской Галицкой партии создали «чёрную карту» ресторанов, магазинов и кафе, где включают российскую музыку.