Понятно, что такой трудоемкий и сложный процесс, как импортозамещение, не может проходить совсем без сложностей. Сам по себе он носит характер слома прежних производственных связей, выстроить заново которые в одночасье не всегда реально. Более того, свое влияние на его эффективность оказывают, помимо шоковых внешних условий, структурные проблемы российской экономики, значительное снижение покупательной способности россиян и следующее за ним снижение спроса на продукты промышленности и сельского хозяйства, а также нестабильность финансового сектора, влияющая на активность отечественных предпринимателей.
Однако с момента принятия Западом антироссийских санкций и последовавшего за этим введения Россией продовольственного эмбарго действительно сделано немало. Говорить здесь можно о поддержке государством предприятий реального сектора (только на АПК в 2015 году было выделено 256 млрд рублей из федерального и региональных бюджетов); о стимулировании промышленности путем финансирования индустриальных парков и технопарков в регионах, на что из бюджета в 2013-2015 годах поступило финансирование в размере 135,5 млрд рублей. Нужно отметить также и ряд структурных изменений: принятие закона «О промышленной политике РФ», направленного на увеличение конкурентоспособности российской промышленности и развитие импортозамещения; создание специального регулирующего органа – Правительственной комиссии по импортозамещению, в ведение которой переходят все связанные с процессом вопросы в гражданских отраслях экономики и вопросы оборонно-промышленного комплекса; уменьшение роли госкорпораций (путем изъятия части дополнительных доходов в пользу бюджета) и нефтяного сектора (путем отмены налоговых льгот) в экономике и многое другое. Но самым важным является то, что импортозамещение, которое на протяжении 20 лет носило стихийный характер, наконец стало целенаправленной государственной политикой.
О реальных итогах этой политики логичнее всего судить по статистическим данным, которые помогают сформировать представление об эффективности процесса в тех или иных отраслях и результатах замещения иностранной продукции продукцией отечественной (хотя при этом, конечно, вопрос ее качества остается за рамками данного анализа).
Так, по данным Центробанка России, экспорт и импорт РФ по методологии платежного баланса в млн долларов США за последние два года существенно сократились – на 35% и 43,2% соответственно:
По данным Росстата, в 2015 году значительнее всего уменьшился импорт машин, оборудования, сельскохозяйственных товаров:
Как видно, сокращение за два года в среднем в разных сферах подтверждает общее падение импорта примерно на 40%. При этом при оценке данных показателей необходимо учитывать как валютную переоценку курсов, так и факт падения экспорта и импорта в количественном выражении.
Отчеты Министерства экономического развития за последние два года свидетельствуют, что за это время наметились значительные изменения в структуре российского импорта. В 2014 году увеличился удельный вес ввозимых продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, химической продукции, и при этом уменьшилась доля машин, оборудования и транспортных средств, металлов. Больше всего сократился импорт в стоимостном выражении грузовых железнодорожных вагонов – на 81,2%, строительной техники – на 36,3%, грузовых автомобилей – на 28,0%. Снизился также и физический объем ввозимых товаров: тех же бульдозеров было импортировано почти на 31% меньше.
Данная тенденция продолжилась и в следующем году. Импорт машин, оборудования и транспортных средств в стоимостном выражении сократился еще на 40%. Значительно уменьшилось также количество ввозимого продовольствия и продукции химической промышленности.
По данным Росстата, произошло существенное сокращение количества ряда импортируемых продовольственных товаров. Только в 2015 году на 198,6 тыс. тонн снизился ввоз мяса, на 111,8 тыс. тонн –мяса птицы, на 153,5 тыс. тонн – рыбы, на 73 тыс. тонн – сыра и творога, на 44 тыс. тонн – молока и сливок. Также упал импорт подсолнечного масла, соли, картофеля, помидоров, огурцов, других овощей и фруктов.
Перед российской экономикой появилась главная проблема: количество ввозимых товаров уменьшилось, но потребность в них никуда не делась. Для постепенного решения этой дилеммы правительством России и был взят курс на импортозамещение.
Каковы его промежуточные итоги?
Согласно недавнему заявлению директора департамента стратегического развития и проектного управления Минпромторга РФ Василия Осьмакова, импортозамещение есть там, где для него создана база, а именно: в фармацевтике, пищевой и лесозаготовительной промышленности. По его словам, процесс чувствуется и в других областях, а существенных результатов принятой политики стоит ожидать через 5-7 лет.
Однако наиболее точно о результатах импортозамещения можно судить, лишь соотнеся показатели сокращения импорта и показатели роста производства по отдельным группам товаров. При этом необходимо принять за аксиому, что потребности государства и его населения в тех или иных продуктах осталось неизменным.
По данным отчетов Министерства экономического развития за 2014 и за 2015 года, количество произведенного мяса увеличилось на 477,4 тыс. тонн; производство мяса птицы – на 653,5 тыс. тонн; сыра и творога – на 281,6 тыс. тонн. Такого роста удалось достичь за счет масштабного субсидирования сельского хозяйства и животноводства государством.
Таким образом, в сельском хозяйстве пищевой промышленности удалось «залатать дыры» после значительного снижения импорта по большинству групп товаров. Не удалось, однако, существенным образом нарастить производство молока и рыбы, что объясняется удорожанием материально технических ресурсов и заемных средств.
В других же отраслях ситуация выглядит иначе.
Не удается полностью приспособиться к новым экономическим реалиям машиностроению. Здесь наблюдается падение производства практически всех групп товаров: автомобилей, автобусов, грузовиков. На 45,6% снизилось производство грузовых вагонов (при сокращении импорта на 80%), что объясняется образовавшимся в 2012-2015 годах «избытком» парка. Для того, чтобы стимулировать производство в отрасли, правительством РФ был установлен запрет на эксплуатацию грузовых вагонов с продлённым с 2016 года сроком службы, что должно увеличить привлекательность приобретения новых вагонов. Однако нельзя не отметить и положительную тенденцию: в последний месяц 2015 года по данной позиции имел место рост в размере практически 25%, что связано, согласно отчету МЭР, с рядом институциональных и структурных изменений в отрасли.
Наблюдалась отрицательная динамика и в других элементах программы импортозамещения: станкостроении, металлургии, легкой промышленности, строительстве. Значительное снижение объемов производства в этих областях, как и в целом в экономике, вызвано слабым спросом, снижением инвестиционной активности, сокращением числа заказов, ростом нормы сбережений населения.
При этом успехов удалось достичь в химической промышленности, прирост которой в 2015 году составил 6,3%. Рост наблюдался практически по всем группам товаров, что объясняется выходом на проектную мощность запущенных ранее предприятий. Например, в группе «пластмассы в первичных формах» это «Полиом» в Омской области, «Тобольск-Полимер» в Тюменский области и «РусВинил» в Нижегородской. Как следствие, за 2015 год можно отметить заметные темпы прироста производства полипропилена (23,3%), полиэтилена (11,6%) и поливинилхлорида (17,7%).
Последнее позволяет надеяться, что существенных прорывов удастся достичь и в других отраслях, поскольку сегодня в России находятся на последних этапах строительства или на первых порах эксплуатации множество проектов. В важных для импортозамещения отраслях это, например, завод чистых полимеров «Этана» в Кабардино-Балкарии, фармацевтический завод «Новартис Нева» в Санкт-Петербурге, Калининградский и Приморский автомобильные кластера, текстильная фабрика «Нергиз Дагестан». Таких проектов в России строится много, и целенаправленная политика государства не оставит их без поддержки.
При все этом делать победоносные заявления о ходе импортозамещения пока очень и очень рано. Причем из-за отсутствия понимания о самой сути процесса как во властных органах, так и среди населения. Во многом из-за этого импортозамещение сегодня покрыто пеленой мифов, которые в своей основе имеют мало общего с реальностью.
Вполне естественно, что этот процесс априори не может и не должен заместить все (это уж точно приведет к снижению конкурентоспособности предприятий и падению качества товаров), в современных условиях ни одна экономика не может обойтись без участия иностранного капитала. И уж точно укрепление рубля не должно обернуться возвратом импортозамещения вспять – сейчас лишь создается основа, которая при нужном рвении будет обеспечивать будущее экономики России.
Промежуточные итоги показывают, что по факту нам удалось завершить только первый этап импортозамещения – осознать проблему и начать ее решать с жизненно важных для страны отраслей: пищевой и оборонной. Переход же на новый этап будет открывать перед Россией новые горизонты со своими перспективами и трудностями, которые еще предстоит решить.