При этом Сартс особо подчеркивает, что высказывается не как представитель Северо-Атлантического альянса, а как эксперт. Однако при этом он не претендует на единоличное авторство новости, а ссылается на выводы целой группы аналитиков НАТО.
Всему виной информационная война, которая якобы была объявлена Россией Западу. В рамках агрессивной атаки на бедную старушку Европу Российская Федерация, по словам эксперта, создает сеть, которая поддается контролю.
«Ее можно использовать так, как они (русские — авт.) попытались сделать в Германии, в сочетании с реальной проблемой беженцев, - для крайне серьезного подрыва политических процессов. Ладно бы это было просто наказание (для канцлера — авт.), но это же попытка выяснить, можно ли ухватиться за уже существующие проблемы и создать импульс к политическим переменам в Германии».
Янис Сартс
Пятая колонна, которая после обработки кремлевскими пропагандистами вот-вот начнет валить канцлера, автором сенсации тоже назначена — это русскоязычное население и ультраправые. Причем эксперт многозначительно намекает на то, что знает много больше, чем может сказать. А газета охотно расшифровывает: мол, Сартс имеет доступ к донесениям разведки, которая проследила пути российского финансирования экстремистских сил в Европе.
Есть во всей этой истории доля правды, касающаяся информационной войны. Только ведет ее не Россия. Ведут ее против нашей страны, причем давно и порой успешно. Старшее поколение помнит «вражьи голоса», которые день и ночь вещали на СССР.
Чтобы понять, чем все заокеанские попытки закончилось и почему, стоит внимательно перечитать пару цитат:
«В то время как американцы были заняты в исламском мире, стало очевидно, чего могут достигнуть русские, если их оставить в покое в течение нескольких лет».
«К сожалению для американцев, Россия является чрезвычайно устойчивой к американскому влиянию, принимает ли это влияние форму объятий или давления...».
Этот горестный вывод в 2012 году сделали аналитики Stratfor - знаменитой американской частной разведывательно-аналитической компании, созданной двадцать лет назад Джорджем Фридманом и названной «теневым ЦРУ». Список клиентов этой компании не разглашается, но известно, что среди них есть как американские крупные корпорации и правительственные структуры, так и структуры других стран. Занимаясь анализом материалов из мировых СМИ и закрытых источников, компания не скупится на прогнозы.
В последнее время они выглядят особенно зловеще. Не далее, как 9 марта 2016 года, Джордж Фридман предрек войну в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а также конфликт между США и Японией. Столкновения в первых двух горячих точках, по его мысли, будут вызваны ростом Польши и Турции и их возможным конфликтом с Россией.
Годом раньше Фридман также предсказал, что США не допустят сближения между Россией и Германией. Добавив, что США - не единственная страна, которая стремится предотвратить укрепление сотрудничества между Москвой и Берлином. В Европе существует достаточно государств, которые выступают против такого союза, к примеру, в число ярых противников входят Польша и Франция.
И вот тут наш глава Stratforкак в воду глядел. Неведомо, в каких конкретно кабинетах разрабатывался план, но рука мастера, привыкшего к плетению геополитических интриг, угадывается легко: внезапно чуть ли не все мировое сообщество враз озаботилось российской пропагандой, которая вот-вот взорвет изнутри европейские страны с развитой демократией.
В недрах ЕС вызрел план «противодействия российской пропаганде». Решение принимали всем Европейским Советом:
«Европейский Совет подчеркнул необходимость бросить вызов дезинформационным кампаниям России. Европейский Совет призвал своего Высокого Представителя (имеется в виду Дональд Туск — авт.) вместе со странами-членами и учреждениями ЕС подготовить к июню (2015 г. - авт.) план действий по стратегическим коммуникациям в этой сфере. Создание коммуникационной команды является первым шагом в выполнении этой задачи».
Несмотря на то, что текст плана так и не опубликовали, документ все же был подготовлен. В этом убедились журналисты нескольких европейских изданий, прочитавшие девятистраничный текст. Судя по их комментариям, на «российскую пропаганду» ЕС готов ответить оголтелой «контрпропагандой». Так, предполагается организация собственной сети русскоговорящего вещания, лояльного Брюсселю. Раскинется сеть не только в странах-членах Евросоюза, но и в Молдавии, и, например, в Грузии. А тексты с правильно расставленными акцентами им будут спускать сверху — одинаковые для всех. Если это назвать журналистикой, то что тогда будет называться пропагандой?
Евросоюз также создал спецгруппу из пяти человек, призванную бороться с «российской пропагандой». Действовать она должна в рамках Европейской службы внешнеполитической деятельности (ЕСВД). Чтобы стать членом боевого авангарда, необходимы три условия: университетский диплом, опыт журналистской работы и знание языков: английского, французского, но главное — русского.
Приблизительно тогда же, в середине прошлого года, был опубликован британский доклад «Русский вызов». В нем западные эксперты констатировали ухудшение отношений между Западом и Москвой и призывали не экономить на оборонительных стратегических коммуникациях и поддержке СМИ, чтобы противостоять «кремлевской пропаганде».
Нидерланды и Польша хором заявили о создании информагентства для борьбы с российской пропагандой. Великобритания, Дания, Литва и Эстония выступили совместно, назвав российскую пропаганду «реальной угрозой безопасности на восточных границах ЕС».
Европейский фонд за демократию исследовал необходимость запуска новых русскоязычных медиа. Работа стоила недешево — фонд получил грант в размере полумиллиона евро.
А Соединенные Штаты в феврале текущего года подготовили для благодарной аудитории доклад, написанный Центром анализа европейской политики. Его эксперты, изучавшие «принципы работы российской пропаганды» и то, как она распространяется, вынесли неутешительное заключение: пропаганда позволяет «продвигать точку зрения, направленную против сложившегося западного истеблишмента». По странному совпадению, компания, спонсировавшая авторов доклада, принадлежала военно-промышленному комплексу США. Поддерживал экспертов и Пентагон.
Одним словом, началась нешуточная истерика, пик которой пришелся на январь 2016 года. Аккурат параллельно событиям в Кёльне, после которых слухи о том, что канцлеру Германии грозит отставка, стали раздаваться все отчетливее. И, естественно, по мнению немецких властей, это стало следствием не внутренних проблем, а результатом происков российских СМИ.
В той же Германии начинается пропагандистская война против России. Например, значительно увеличивается агрессивность немецких СМИ в отношении России, о чем свидетельствует статистика «РИА».
ФРГ и так была лидером в 2015 году по количеству опубликованных материалов о России, причем большая часть из них была либо негативная, либо умеренно негативная; но статистика первых месяцев 2016 года вообще поражает – количество негативных публикаций в ФРГ сравнимо количеством отрицательных материалов в остальных девяти странах мира из ТОПа «РИА».
Примеры:
Обзор за 8-14 февраля 2016 года;
Обзор за 1-7 февраля 2016 года;
Обзор за 24-31 января 2016 года;
Параллельно с эти активизируются немецкие спецслужбы, которые выясняет, не использует ли Россия методы КГБ, распространяя слухи, чтобы ослабить позиции Меркель. Вполне логично, что из-за таких расследований страдают российские иновещательные СМИ, такие как Sputnik и RT.
Немецкие власти также начинали проводить проверку деятельности RT Deutsch на предмет намерения дестабилизировать обстановку в стране с помощью влияния на общественное мнение.
Ситуация доходит до абсурдного: немцы готовы тратить по 11 млн долларов на содержание нескольких человек со знанием русского просто для того, чтобы те «отслеживали» так называемую российскую «ложь».
И вот главный вопрос: что такого RT и Sputnik рассказывают о ситуации в Европе, о беженцах во французском Кале или проблемах с мигрантами в Германии? Не легче ли сейчас улаживать внутренние проблемы и тратить деньги на них, чем бороться с воображаемым врагом в лице России и ее СМИ?
Наши средства массовой информации заграницей и впрямь набирают популярность среди европейского населения, даже несмотря на все запугивания российской пропагандой. Происходит это потому, что они смеют высказывать альтернативную, неофициальную точку зрения о проблемах, действительно актуальных для населения. Именно поэтому еженедельная аудитория RT, например, сегодня составляет 70 миллионов человек, что значительно превосходит показатели Deutsche Welle и France 24.
Похоже, не слишком-то уверены в собственной неуязвимости западные власти, если подняли такую антироссийскую волну.