ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКАЗападная Сахара — территория на северо-западе Африки.
С 1884 года этот регион был испанской колонией.
Народ Западной Сахары ведет борьбу за независимость с 1973 года, когда было образовано военно-политическое движение, сокращенно именуемое Фронтом Полисарио.
После двухлетней партизанской войны Испания разделила свою колонию между Марокко и Мавританией, отказав Фронту Полисарио в признании. 27 февраля 1976 года ополченцы провозгласили на освобожденных территориях Сахарскую Африканскую Демократическую Республику (САДР). С 1979 года ООН признаёт Фронт Полисарио в качестве легитимного представителя народа Западной Сахары. Мавритания признает САДР лишь в 1984 году.
В 1991 году Марокко заключает перемирие с САДР, по условиям которого обязывается провести в Западной Сахаре референдум по вопросу независимости. Однако это условие соглашения до сих пор не выполнено.
Конечно, референдум по самоопределению в Западной Сахаре нужно было провести уже давно. Теперь же процесс затянули настолько, что это может нешуточно встряхнуть этот пустынный, но богатый на минеральные ископаемые (фосфаты) регион. Причём именно тогда, когда исламских террористов здорово прижали в Сирии и собираются, вроде как, прижать в Ливии.
В случае дестабилизации положения в Западной Сахаре, для ИГИЛ* откроются прекрасные возможности для проникновения в САДР (возможно, даже в структуры власти) и наладки логистики через морские ворота этого региона.
Перспектива такого опасного соседства, как, собственно, и возможная потеря обширной территории на юге, естественно, не греет короля контролирующей большую часть Западной Сахары Марокко. Со стороны марокканцев давно звучат предложения о широкой автономии для региона, но их никто не желает слышать. Как, собственно, и мнение России по ситуации на Украине и на Донбассе.
Возможно, по этой причине, король Марокко Мухаммед VI собирается 15 марта посетить Россию с официальным визитом и встретиться с Владимиром Путиным. Ведь Российская Федерация играет одну из основных скрипок ООН и имеет право безоговорочного «вето» на любые решения в рамках этой организации.
Как указанно в сообщении российского МИД, «ожидается обстоятельный обмен мнениями по международной проблематике», а«основное внимание имеется в виду уделить ключевым аспектам ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, включая урегулирование в Сирии».
Несомненно, марокканский лидер будет просить пересмотреть официальную позицию РФ, высказанную в конце сентября прошлого года замминистра иностранных дел Геннадия Гатилова на встрече с личным посланником генсека ООН по Западной Сахаре Кристофером Россом.
«В ходе беседы была подчеркнута безальтернативность политического решения проблемы Западной Сахары в русле выполнения соответствующих резолюций СБ ООН. Продвижение диалога сторон в направлении выработки взаимоприемлемой схемы урегулирования способствовало бы общему оздоровлению обстановки в регионе. С российской стороны была выражена поддержка посредническим усилиям личного посланника, а также имеющей большое стабилизационное значение деятельности миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре», - отметили тогда в МИД РФ.
Совершенно очевидно, что с тех пор обстоятельства в мире кардинально переменились, и, возможно, имеет смысл перенести этот референдум на некоторое время. Войска ООН в том регионе точно пока не помешают. Дабы, как минимум, препятствовать возможному вторжению ИГИЛ. Но, видимо, кое-кто так не считает.
Между тем, 18 февраля этого года МВД Марокко сообщило, что спецслужбы обезвредили и арестовали 10 членов террористической ячейки, у которых было найдено биологическое оружие. Арестованные члены ячейки намеревались совершить серию терактов против стратегически важных объектов Марокко по подстрекательству террористической организации Исламское государство, говорилось в сообщении марокканского МВД. Помимо этого, террористы планировали развернуть диверсионно-партизанскую деятельность в стране под руководством опытных главарей ИГИЛ.
«Речь идет о настоящих «коммандос», в числе которых был и гражданин Франции, - заявил тогда в интервью журналу «Марок Эбдо» директор Центрального бюро судебных расследований (ЦБСР) Марокко Абдельхак Хийям. - Впервые мы арестовали несовершеннолетнего подростка, который должен был взорвать парламент».
Как видим, ситуация в регионе действительно сложная. Тем не менее сам генсек ООН поддержал заявления министр иностранных дел и международного сотрудничества Алжира Рамтан Ламамра, который в своем выступлении на очередной сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) в Женеве в начале марта назвал Западную Сахару«последней колонией в Африке и народом, лишенным права выбора с 1975 года».
Подобная двуличная политика руководства ООН, по принципу, вижу, где хочу, до добра не доведёт. На общенациональный митинг против высказываний генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о Западной Сахаре, прошедшем 13 марта в центре марокканской столицы Рабате, по подсчётам организаторов, собрались более двух миллионов человек. А правительство Марокко ранее обвинило Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в «отказе от нейтралитета, объективности и беспристрастности» в ходе его недавнего визита в лагерь беженцев на юге Алжира.
По сути, эта ситуация сходна с ситуацией на Донбассе. Почему же Пан Ги Мун не посетит ДНР и ЛНР? Или украинских беженцев в России (не только из Донбасса)? Почему не поддержит реальные народные референдумы по самоопределению? Не потому ли, что им не выгодны референдумы, способные остановить войну, а нужны лишь те, которые могут принести в мир лишь конфронтацию и хаос?
Вадим ДОВГАЛЮК-КАСИМОВ,
ополчение ДНР (г.Донецк)