Вице-президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Ирина Алкснис считает, что этими шагами Италия и Венгрия действительно пытаются продемонстрировать свой суверенитет. Кроме того, заявления глав МИД — следствие большого недовольства бизнеса и части элит санкциями против России.
«Это попытка дополнительно расшатать маятник сопротивления санкциям. Взаимные санкции наносят ущерб экономике ЕС, — рассуждает Алкснис. — Есть и политические причины: руководители этих стран понимают, что приносят свои национальные интересы в жертву очень сомнительного политического единства Европейского союза».
Возможно, свою роль сыграют и другие факторы, и возникнет ситуация, при которой отмена санкций станет возможной. В числе таких факторов политолог называет ухудшение финансовой ситуации в ЕС и новую волну беженцев из Ближнего Востока.
Но скорее всего, по мысли политолога, никакого существенного позитивного сдвига в ближайшее время не произойдет. «И Венгрия, и Италия, да и все остальные европейские страны находятся в жестком подчинении, — полагает Алкснис. — Когда дойдет до дела, они проголосуют как нужно, и санкции будут продлены».
Увы, в Брюсселе доминируют антиевропейские силы. Они заинтересованы в чем угодно, кроме самостоятельности Европы. Там решаются неоколониальные и геополитические цели, направленные против России, делится размышлениями эксперт.
Санкции ради госпереворота
Член Общественной палаты РФ, политолог Сергей Марков видит в итало-венгерском демарше попытку ряда европейских стран, где политические руководства более-менее самостоятельны, приблизить момент отмены санкций. По словам политолога, возможное снятие санкций будет состоять из нескольких этапов. В первую очередь, Италия и Венгрия попытаются отменить автоматическое продление санкций.
«Следующим этапом, если удастся отменить автоматические санкции, необходимо будет доказать свою правоту, — рассказывает Марков. — Это нелегко, поскольку большая часть стран ЕС будет настроена против снятия санкций, в том числе такие русофобские, как Латвия, Литва, Эстония и Польша, или такие проамериканские, как Великобритания. Нужно будет попытаться доказать правоту либо найти в себе политическую волю и наложить вето на продление санкций».
По мысли собеседника ФАН, давление на Италию и Венгрию будет чудовищным. «Дело в том, что санкции только пропагандистски связаны с Крымом, а главной целью имеют организацию государственного переворота в России. Этот переворот планируется на осень 2016 года. Представить себе, что американские коллеги согласятся на то, чтобы этого не произошло, просто невозможно», — считает Марков.
России надо исходить из того, что санкции будут продлены, так как целью они имеют недопущение переизбрания Владимира Путина, уверен политолог.
Бизнес протестует, но тщетно
Генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин, в свою очередь, считает, что прозвучавшие громкие заявления — просто «личное мнение» Италии и Венгрии.
«Да, и Италия, и Венгрия имеют с Россией большие экономические и политические связи, — признает Бунин. — Да, они заявляют о необходимости отмены санкций. Но в реальности этот процесс консенсусный. И я думаю, что общее мнение европейских стран будет за продление антироссийских санкций».
Политолог также напомнил, что попытки отмены санкций делались и со стороны Греции, и со стороны Кипра, но успехом они не увенчались. «Не думаю, что получится в этот раз», — резюмирует Бунин.
Глава Центра политической информации Алексей Мухин также признает, что пока тренд на отмену санкций еще не сформирован. Однако, по его мнению, уже сейчас чувствуется мощное лобби бизнеса.
«Бизнесмены хотят, чтобы их политические лидеры защищали собственные национальные интересы, а не усилия брюссельских бюрократов по изоляции России, — убежден Мухин. — И Венгрия, и Италия давно с этим определились, но, видимо, им не хватает политической мощи, чтобы данный тренд доминировал на брюссельской площадке».
При этом политолог все же допускает, что к лету будет сформирован целый пул стран, которые так же, как и Италия и Венгрия, хотели бы добиться отмены санкций.
Герман Парло